От песни к классике

Дата публикации: 14 мая 2021

Авторский концерт Александра Клевицкого «Гимн музыке» состоится в Большом зале Московской консерватории 8 июня. Художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого концертного оркестра имени Силантьева, композитор, сочинивший множество эстрадных хитов, представит публике свою академическую музыку. В преддверии концерта музыкант ответил на вопросы корреспондента радио «Орфей» Натальи Оганджанянц.
От песни к классике
Н. Оганджанянц: В афише почти одни премьеры, вашу серьёзную музыку вы прятали от нас?
А. Клевицкий: За свою жизнь я написал достаточно большое количество песен, многие из которых становились популярными. Но какое-то время тому назад академическая основа во мне всё-таки взяла верх, и я перешёл из одной весовой категории в другую: стал сочинять музыку в академическом жанре. Искренне могу сказать, что на это повлияло моё сотрудничество с радио «Орфей». Все годы, проведённые здесь, я общался с редакторами, с музыкантами. Очень жалею, что раньше не перешёл в академическую музыку.
Н. Оганджанянц: Откроет вечер симфония. Это очень масштабное произведение для академического старта. Какие смыслы вы вложили в эту музыку?
А. Клевицкий: Я написал свою первую симфонию, правда, пока единственную. Надо было созреть, чтобы её написать. Симфония программная. Я её назвал «XXI век. Борьба продолжается». Первая часть носит название «Борьба продолжается», вторая часть — «Память» и третья — «Ветер перемен». Симфония посвящена судьбе маленького человека, который подвержен катаклизмам сил природы, политики, борется с бюрократией. Симфония непростая, с множеством образов, можно сказать, патетическая.
Н. Оганджанянц: Тяжело вам дался этот значительный по содержанию труд?
А. Клевицкий: У меня такой организм: если сажусь что-то делать, должен это делать всё время, пока родник бьёт. С первой частью очень долго бился. Примерно полгода. И параллельно, пока её писал, родилась и вторая часть (буквально за несколько дней, сразу с аранжировкой), и третья. Я отдал симфонию Всеволоду Всеволодовичу Задерацкому — нашему гуру музыкознания. Он меня очень похвалил и с нетерпением ждёт хорошего исполнения, так что симфония прозвучит на моём авторском концерте.
Н. Оганджанянц: Симфония откроет концерт. А что дальше, какая музыка продолжит авторский вечер?
А. Клевицкий: Написал концерт для флейты. Показал Саше Чайковскому, моему товарищу, с которым мы ещё в Союзе композиторов вместе работали. Блестящий автор, возглавляет кафедру композиции Московской консерватории. Он говорит: «Как ты вырос, как ты вырос, Саша!» Мы с ним вместе посмотрели ноты, он мне подсказал кое-какие моменты, показал, что подправить. Я ему благодарен. Правда лучше стало.
Написал концерт для фортепиано, который будет играть Екатерина Мечетина. Я был просто шокирован уровнем этой замечательной пианистки. Отправил ей аудиозапись, ей понравилось, она меня похвалила, но нот не видела. И представляете, привёз напечатанные ноты, поставил — она сыграла почти с листа! А у меня достаточно сложный концерт. Я был в шоке в хорошем смысле этого слова. Это талант, и это уровень. Впервые вижу человека, который вот так сразу понимает музыку.
Н. Оганджанянц: Как родился фортепианный концерт? Расскажите, пожалуйста, историю его появления на свет.
А. Клевицкий: Концерт был написан за десять дней — очень быстро. Мне сделали операцию, я лежал в больнице. У меня был с собой айпад с музыкальной программой, на котором можно писать ноты. И я, не подходя к фортепиано, написал концерт — радостный, с очень красивой лирической второй частью и бравурной третьей. Кате нравится.
Н. Оганджанянц: Какая премьера из вашего букета самая премьерная, на которой, что называется, чернила ещё не остыли?
А. Клевицкий: Совсем новое, свежее сочинение — это концерт для валторны. В этом году была очень красивая зима. Настоящая — снег, ёлки. Я был на даче, за городом. Всё это так сильно повлияло на меня, что решил назвать концерт «Зимняя сказка»: сначала — колыбельная, потом разворачивается сказочная история о борьбе добрых и злых сил, и заканчивается опять колыбельной.
Н. Оганджанянц: Среди произведений, которые услышит публика есть музыка, которая жила в вас давным-давно и сегодня вы решились выпустить её в свет?
А. Клевицкий: Моё посвящение «Чайке по имени Джонатан Ливингстон» для оркестра, органа, хора и женского голоса. Называется «Лети!». Притчу Ричарда Баха я прочёл ещё в восьмидесятые и тогда же написал это посвящение. Написал, но не оркестровал и никогда не исполнял. Оно просто лежало и ждало своего дня.
Н. Оганджанянц: Какой аккорд вы подготовили для финала авторского вечера?
Свой авторский концерт я назвал «Гимн музыке», потому что именно так называется сочинение для хора, оркестра и колоратурного сопрано. Это произведение прозвучит в финале.
Н. Оганджанянц: Спасибо, Александр Леонидович! Встретимся 8 июня в консерватории!
В авторском концерте Александра Клевицкого участвуют пианистка, заслуженная артистка России Екатерина Мечетина, всемирно известный валторнист Аркадий Шилклопер, вокалистки — солистка «Новой оперы» Елена Терентьева и Мария Челмакина, флейтистка лауреат Всесоюзного и международных конкурсов Элла Должикова. Партию органа сыграет профессор Евгения Кривицкая. Зал наполнят голоса трёх хоров — Камерного хора Московской консерватории, Тульского государственного хора и Московского Международного Хора. Дирижирует хоровым созвучием Александр Соловьёв. И конечно, весь вечер на сцене Академический Большой концертный оркестр имени Силантьева, за пульт которого, сменяя друг друга встанут Вадим Вилинов и Александр Клевицкий.
Яркие премьеры, талант и харизма композитора, звёздные исполнители обещают сделать июньский вечер в Большом зале консерватории одним из ярчайших событий концертного сезона Москвы.
Концерт ведёт заслуженная артистка России Галина Власёнок.
Подробная программа и билеты на сайте gimnmusic.ru

Последние события

В Музее Победы выступят юные артисты музыкальной школы имени Гнесиных

В Музее Победы 22 декабря состоится концерт учащихся детской музыкальной школы имени Гнесиных. Вечер приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Петербургская премьера оперы «Милосердие»

Оперу Александра Чайковского «Милосердие» по пьесе Николая Рериха впервые представят в Петербурге к 150-летию со дня рождения художника и философа. Сочинение прозвучит 21 декабря в Мариинском театре.

Русский музей показывает ретроспективу шедевров Васнецова

Русский музей впервые за 30 лет покажет ретроспективу шедевров Виктора Васнецова. Выставка в корпусе Бенуа открывается 21 декабря. Она приурочена к 175-летию со дня рождения художника.