Наталья Игнатенко: «У нашей страны есть будущее, пока есть такая молодёжь».
Дата публикации: 23 августа 2021
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой завершился в Санкт-Петербурге 21 августа. Марафон, как всегда, порадовал нас красивыми голосами, доброжелательной атмосферой и великолепной организацией. Во время прослушиваний Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга встречала многочисленную публику. Зал поддерживал конкурсантов аплодисментами, криками «браво!», создавалось впечатление того, что проходили не состязания, а концерты с участием талантливых певцов, многие из которых уже сейчас — известные артисты.
Корреспондент радио «Орфей» Марина Семина пообщалась с директором конкурса, Генеральным директором Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» Натальей Игнатенко.
М.Семина: Расскажите о Фонде Елены Образцовой, о его задачах и работе.
Н. Игнатенко: Фонд основала великая русская певица Елена Васильевна Образцова. Её имя он и носит. Он создан в 2011 году, и в декабре этого года ему исполнится уже десять лет. Это немало для благотворительного фонда. Фондов возникает очень много, и часть из них естественно умирает, особенно со смертью основателя. Такое происходит очень часто, и это грустное обстоятельство.
Елена Васильевна была с нами четыре полных года — с 2011 по 2015. А дальше фонд продолжает без неё. При её жизни мы вместе почти год писали устав. И я всё думала: зачем так кропотливо придумывать? А оказалось, что это очень важно. Елена Васильевна ушла, но нам не пришлось придумывать направления нашей деятельности. Она была настолько глубоким и мудрым человеком, что всё продумала для нас, оставила фонду свои заветы. И мы продолжаем всё начатое Еленой Васильевной. С её уходом из жизни появилась только одна новая задача — сохранять её творческое наследие, не давать ему умереть вместе с физической смертью певицы, продолжать её дело.
Конкурсы начались при её жизни. Лишь один новый конкурс был организован — «Хосе Каррерас гран-при». Он появился потому, что этот легендарный тенор был одним из великих партнёров Елены Васильевны Образцовой.
Конкурс молодых оперных певцов своими корнями уходит в XX век. Он основан в 1999 году. Конкурс — это всегда поиск и продвижение молодых талантов. Отсюда целый ряд проектов. Мы делаем очень важные концерты — посвящения легендам оперной сцены или каким-то событиям. На эти концерты мы как раз и приглашаем наших лауреатов. Они всё время с нами. Я называю их золотым фондом Фонда Елены Образцовой. В круговороте нашей творческой жизни появятся они все: и дипломанты, и лауреаты, и, может быть, участники второго тура, потому что второй тур сказочный.
М.Семина: А какими ещё проектами занимается Фонд Елены Образцовой?
Н. Игнатенко: Мы делаем просветительские, образовательные программы. Мы продолжаем Творческие школы вокального мастерства Елены Образцовой, которые родились при её жизни. Просто раньше мастер-классы давала только Елена Васильевна, а теперь дают и её партнёры по оперной сцене: Маквала Касрашвили, Тамара Синявская, Галина Писаренко, Рузанна Лисициан. Мы привлекаем её учениц — студенток Московской консерватории и впоследствии партнёров по сцене Марину Шутову, Ларису Курдюмову, всемирно известных педагогов, таких как Дмитрий Вдовин. Ещё недавно с нами постоянно сотрудничала Светлана Нестеренко, но она ушла из жизни. Мы приглашаем языковых коучей. С нами работает Алессандро Аморетти — потрясающий итальянский пианист, владеющий русским языком.
М. Сёмина: Заметила, что на конкурсе очень много открытых, невероятно искренних артистов, как на сцене, так и в жизни. Они не боятся показывать себя настоящими, говорить и петь о том, что их действительно волнует. Как вы думаете, такое качество помогает в карьере?
Н. Игнатенко: Конечно! Именно такой была Елена Васильевна Образцова. Караян ведь называл её животным сцены. А животное, как известно, не может ничего о себе придумать. Оно такое, какое оно есть. Конечно, мы такие же млекопитающие, такие же животные. И если человек естественен во всех своих проявлениях, если он не пытается казаться лучше, чем он есть на самом деле, если он смеётся, когда ему смешно, плачет, когда ему грустно, то это так привлекает!
Елена Васильевна как раз и была очень живая, очень естественная. В жизни она была обычным человеком. Но когда я видела её на сцене, я поражалась, как она преображалась, боже мой! Она могла петь какую-нибудь принчипессу, она могла петь колдунью, и ты всегда верил ей. Ты верил, что это она графиня, что графиня умирает. Но она не изображала графиню. Такое впечатление, будто графиня вселялась в неё.
М. Семина: Удивительно, но на конкурсе совсем не чувствуешь атмосферу соревнований или какой-то борьбы. Нужно отдать должное организаторам, потому что от них, в первую очередь, зависит то, как себя будут чувствовать и конкурсанты, и гости фестиваля. Как вам это удаётся?
Н. Игнатенко: Вокруг нас создалось очень-очень естественное пространство добра, любви к музыке и взаимного уважения друг к другу. Я не вижу особой конкуренции, неприязни, конфликтов. Атмосфера естественности и доброты царит на конкурсе.
Ещё в этом году поразительное, доброжелательное жюри. Сегодня проходила встреча с конкурсантами, не прошедшими в первый и второй тур. Насколько честны, открыты, откровенны были члены жюри, какие советы они давали! Это звёзды мировой сцены: народная артистка СССР Маквала Касрашвили, народный артист Сергей Лейферкус, заслуженная артистка России Марина Мещерякова, сделавшая огромную карьеру на Западе, народная артистка Ольга Бородина. Но как достойно и приветливо они себя ведут, как они отвечают на все вопросы конкурсантов!
Я очень благодарна Капелле. Когда я перед конкурсом зашла к её директору Ольге Хомовой (я специально приезжала для последних переговоров), она сказала своим замам: «Что ни попросит Фонд Образцовой, на всё говорите да». Боже мой, так приятно, что всё здесь для нас: все репетитории открыты, все рояли настроены — одно счастье!
М. Семина: Наталья Михайловна, а что можете сказать об уровне участников?
Н. Игнатенко: В этом году приехало столько талантливых ребят! Меня просто гордость охватывала. В первом туре ещё были ребята послабее. А уж во втором туре я всё время сочувствовала жюри. Я сидела и думала о том, как же оно сможет сделать выбор, кто из них лучше. Все они такие разные и в то же время похожие в том, что они очень талантливые и очень глубокие. Елена Васильевна всё время говорила о том, что надо петь не ноты, а музыку. Вот такие у нас ребята: музыкальные, наполненные, духовные. И я невероятно счастлива, что у нашей страны есть будущее, пока есть такая молодёжь.
Последние события
Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.
В Москве стартовал фестиваль «Город света»
В столице открылся фестиваль «Город света» проекта «Зима в Москве». В вечернее время на 10 зданиях в центре города можно увидеть видеопроекции и инсталляции с новогодними мотивами.
«Царь Водокрут» в «Театре на Покровке»
Московский «Театр на Покровке» показал 21 декабря премьеру спектакля «Царь Водокрут» по пьесе Евгения Шварца. Она была написана в 1957 году и до этого момента ни разу не ставилась на столичной сцене.