Виктор Худолей: «Наша цель — поддержка молодых дирижёров»

Дата публикации: 26 октября 2021

В Москве проходит II Международный конкурс дирижёров имени Валерия Халилова. Главная цель конкурса — поддержка современной школы дирижёрского искусства и поиск молодых талантливых дирижёров. О программе конкурса и истории его создания радио «Орфей» рассказал художественный руководитель конкурса Виктор Худолей.
Конкурс дирижёров носит имя Валерия Халилова. Вы вместе с Валерием Михайловичем учились, служили, дружили. Какие особенности дирижёрского таланта Халилова Вы могли бы отметить, что отличало его от коллег?
И служил, и дружил, и сейчас дружу со всей его семьей. Для меня Валерий Халилов, прежде всего, — волевая, целеустремлённая личность, отмеченная безусловным талантом и огромной работоспособностью. Именно эти качества, мне кажется, позволили ему достичь больших успехов и в военной службе, и на дирижёрском поприще, и как композитору, и как музыкально- общественному деятелю. Именно все эти ипостаси в совокупности определили огромное значение его деятельности для развития духовой музыки России начала XXI века.
Фонд Валерия Халилова с успехом провёл Международный музыкальный фестиваль, и, тем не менее, возникла идея провести конкурс дирижёров…
Инициатором Первого конкурса дирижёров имени Халилова была Тувинская филармония, носящая его имя. Причём конкурс три года назад проводился по трём номинациям с участием дирижёров симфонических оркестров, духовых и биг-бэндов. Организаторы во главе с директором филармонии Дулушем предложили продолжить их дело Фонду Валерия Халилова в Москве, чтобы придать конкурсу масштаб, соответствующий значению вклада Халилова в музыкальную культуру России. Мы предложили проводить конкурс именно для дирижёров, работающих в сфере духовой музыки, в развитие которой Халилов внёс огромный личный вклад и стал для дирижёров-духовиков действительно признанным авторитетом.
Какова цель конкурса?
Главная цель — поддержка и развитие современной школы дирижёрского искусства и выявление молодых талантливых дирижёров, представление их широкой публике, профессиональному музыкальному сообществу и, надеюсь, менеджерам России и Зарубежья.
За последнюю четверть века в духовой музыке произошли большие изменения. В 90-е годы в стране, кроме Государственного духового оркестра, было только два филармонических духовых оркестра — в Ростове-на-Дону и Саратове. За прошедшее время количество профессиональных духовых оркестров увеличилось в разы, и практически полностью сменилось поколение дирижёров, которое нужно всячески поддерживать.
В настоящее время подлинными очагами оркестровой духовой культуры, наряду с крупными военными оркестрами, стали профессиональные коллективы в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Сургуте, Ханты- Мансийске, Астрахани, Ульяновске, Калининграде, Кемерово, Краснодаре, Туле, Новосибирске. К этому списку нужно добавить губернские оркестры в Перми, Московской области, Воронеже и других городах, порой не уступающие по художественно-исполнительскому уровню филармоническим коллективам.
Уверен, для совершенствования исполнительского мастерства необходимы не только школа в широком смысле, но и конкурсная среда как органическая составляющая творческих профессий.
Какова география участников конкурса?
Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где реально можно говорить о дирижёрских школах, есть участники из Владивостока, Перми, Новосибирска, Красноярска, Ульяновска, Ханты-Мансийска, Йошкар-Олы, Кызыла, Солнечногорска, Пушкино, а также из Белоруссии, Южной Кореи, Казахстана, Латвии. География достаточно широкая, хотя времени для рекламы и подачи заявок было крайне мало. Только в мае этого года были опубликованы итоги конкурса, по которому данный проект Фонда Валерия Халилова стал победителем конкурса и реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Подведены итоги первого отборочного тура. Расскажите, сколько было подано заявок, каков возраст дирижёров?
В отборочном туре приняли участие 33 конкурсанта до 40 лет. Среди них и дирижёры-студенты специальных кафедр музыкальных вузов, и дирижёры оркестров, уже имеющие профессиональное образование.
В программные требования включены сложнейшие партитуры, требующие и мастерства, и опыта. Нет ли ощущения, что «планка» несколько завышена?
Да, «планка» репертуара высока. Ряд произведений по художественно- исполнительским параметрам не уступают симфоническим партитурам (кстати, партитуры конкурсных произведений представлены на нашем сайте в свободном доступе для изучения конкурсантами). Но отобранные произведения дают представление о ситуации в международной конкурсной, концертной практике и современном композиторском творчестве для духового оркестра. В этом и смысл конкурса. Только открытый конкурс с высокопрофессиональными оркестрами на художественно сложном репертуаре позволяет максимально раскрыть все профессиональные качества дирижёра. Я убеждён, что проигравших в этом конкурсе не будет: практическое освоение участниками всего репертуара конкурса за короткое время — это уже большой шаг вперед в своей профессии.
Кто вошёл в жюри конкурса?
В состав жюри приглашены известные дирижёры и деятели в области духовой музыки, как российской, так и зарубежной. Международное жюри возглавил Александр Сладковский, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер ГСО Республики Татарстан. В составе жюри Филипп Лангле, дирижёр, основатель и художественный руководитель — директор международных конкурсов и фестивалей Coups de Vents (Франция); Янис Пуриньш, художественный руководитель и главный дирижер духового оркестра Латвийского университета; Игорь Дулуш, директор Тувинской государственной филармонии им. В. М. Халилова, у которой мы приняли «эстафету конкурса»; Колотушкин, дирижёр Государственного Кремлевского оркестра Управления делами Президента; Дурыгин, начальник Центрального военного оркестра МО РФ; Савинов, композитор, профессор МГК имени Чайковского.
В программу конкурса включены и мастер-классы…
Мы придерживаемся традиций, когда жюри не только «судит», но и профессионально общается с конкурсантами. Поэтому в программе предусмотрены мастер-классы Сладковского, Филиппа Лангле и Яниса Пуриньша. В афише конкурса указаны место и время. 18 ноября в 16.00 мы организуем онлайн-конференцию и приглашаем на неё всех, кого духовая музыка и дирижёрское исполнительство интересуют с профессиональной точки зрения.
Каковы перспективы конкурса дирижёров имени Валерия Халилова?
Станет ли конкурс традиционным, покажет время. Проводя второй конкурс, мы фактически закладываем основу будущей традиции. Уверен, что польза от конкурсов в сфере исполнительского творчества заключается, прежде всего, в их регулярности и результативности. От этого конкурса мы ждем появления новых имён талантливых, профессионально-подготовленных дирижеров, способных собственным творческим потенциалом влиять на развитие духовой музыки в России.
Интервью подготовил Вадим Вилинов
Виктор Худолей — художественный руководитель Второго Международного конкурса дирижёров имени Валерия Халилова, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, член Совета Благотворительного фонда Валерия Халилова.

Последние события

Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.

В Москве стартовал фестиваль «Город света»

В столице открылся фестиваль «Город света» проекта «Зима в Москве». В вечернее время на 10 зданиях в центре города можно увидеть видеопроекции и инсталляции с новогодними мотивами.

«Царь Водокрут» в «Театре на Покровке»

Московский «Театр на Покровке» показал 21 декабря премьеру спектакля «Царь Водокрут» по пьесе Евгения Шварца. Она была написана в 1957 году и до этого момента ни разу не ставилась на столичной сцене.