Александр Сладковский: «Музыку Чайковского я впитал с молоком матери»
Дата публикации: 7 мая 2020
Музыкальное приношение к 180-летию Чайковского сделал Госоркестр Республики Татарстан. На лейбле Sony Classical вышел бокс-сет с записью всех симфоний Петра Ильича и его концертов. Художественный руководитель и главный дирижёр коллектива Александр Сладковский в интервью журналисту радио «Орфей» Андрею Ноздреватых рассказал о работе над проектом.
А. Ноздреватых: Вы помните Вашу первую встречу с музыкой Чайковского?
А. Сладковский: Мне кажется, я позже начал говорить, чем слушать музыку Чайковского. Моя мама была пианисткой, и когда я лежал в люльке под роялем, она мне играла «Детский альбом». Музыку Петра Ильича я впитал с молоком матери, и для меня это было самое яркое детское впечатление. В музыкальной школе я играл «Июнь» из «Времён года». Кстати, школа в Таганроге, где я учился с шести лет, сейчас носит имя Петра Ильича Чайковского. В Петербургскую консерваторию на дирижёрский факультет я поступал с Четвёртой симфонией. Я дирижировал первую часть. Приёмную комиссию возглавлял Илья Александрович Мусин. Я это очень хорошо помню.
В детстве у меня была пластинка — запись Пятой симфонии в исполнении Заслуженного коллектива Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. Это была самая любимая пластинка, я её слушал постоянно. Мне было 13 лет, я неистово дирижировал, представляя, что это не Мравинский дирижирует, а я. В моей жизни Чайковский играл самую важную роль. Всю жизнь я с ним, а он со мной.
А. Ноздреватых: Кто ещё из интерпретаторов, кроме Мравинского, оказал на Вас влияние?
А. Сладковский: Конечно, Светланов. В телевизионной студии он записал все симфонии Чайковского, включая «Манфреда». Меня эта запись очень впечатлила своей мощью, звучанием оркестра, трактовкой Евгения Фёдоровича. Позже я увидел запись Шестой симфонии в интерпретации Караяна с Берлинским филармоническим оркестром, которая тоже меня невероятно впечатлила.
Симфонии Чайковского я решил записать не просто так — я их выстрадал, слушал, учил не торопясь. Я очень рад, что у меня было время, чтобы воплотить этот проект.
А. Ноздреватых: Как во время записи работал Ваш коллектив?
А. Сладковский: Могу сказать без ложной скромности, что создал такой оркестр, с которым у меня нет никаких сложностей. С Государственным оркестром Республики Татарстан я работаю без малого 10 лет. С музыкантами мы понимаем друг друга с полувзгляда. Мы каждую репетицию, каждый концерт играем как в последний раз. Есть принципы, без которых оркестр не может жить, и эти законы мне удалось реализовать в коллективе. Мои музыканты их принимают и поддерживают. Мы мыслим едино.
А. Ноздреватых: Как на Ваш взгляд, музыка Чайковского соотносится с XXI веком?
А. Сладковский: Сочинения Петра Ильича играют чаще, чем музыку кого бы то ни было. Когда мы выступали в Германии, критики написали, что Чайковский — это магнит, притягивающий публику в зал. Он остаётся самим собой. Я думаю, мы так грешны и потеряны сейчас, не знаем, что будет завтра, а Чайковский даёт нам надежду. Он светоч, даёт силы и любовь, что самое главное.
Я очень рад, что в наше ужасное время, когда все потеряли веру и надежду, выходит этот бокс-сет со всеми симфониями и концертами Петра Ильича. Я бы очень хотел, чтобы люди слушали, чтобы Чайковский их лечил и направлял.
А. Ноздреватых: Как Вам работалось с солистами?
А. Сладковский: Со всеми солистами мы не просто работали во время записи — мы со всеми давно знакомы. С Мирославом Култышевым мы впервые встретились на сцене, когда ему было лет 15, задолго до того, как он победил на Конкурсе Чайковского. Я дирижировал Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии, а Мирослав солировал в фортепианном концерте Бориса Тищенко.
С Борисом Березовским мы вместе вышли на сцену в 1990-м, в год 150-летия Чайковского. Был колоссальный концерт на площади Искусств в Ленинграде, так тогда назывался Петербург. Кроме нас участвовали Йо Йо Ма, Джесси Норман, выступления снимал один из западных телеканалов классической музыки. Были проложены рельсы для телекамеры — для нас в то время было в диковинку, что камера может ездить по рельсам. Я тогда служил в Оркестре штаба Ленинградского военного округа. И нас пригласили принять участие в исполнении Торжественной увертюры «1812 год» — мои музыканты играли в парадной форме. Вот с тех давних пор я знаю Березовского. Он неоднократно приезжал в Казань. Мы с Борисом часто выступаем вместе.
С Максимом Могилевским мы много лет дружим. Он помогал в организации первого турне Госоркестра Татарстана по Китаю. Максим — тончайший музыкант, великолепно сыграл на записи Третий концерт. С Александром Малофеевым мы вместе играли в Париже на церемонии назначения Дениса Мацуева Послом Доброй Воли ЮНЕСКО. Саше тогда было 13 лет. После этого мы с ним ещё несколько раз вместе выступали. С виолончелистом Борисом Андриановым мы тоже очень давно знакомы. Более тонкого исполнителя Вариаций на тему рококо Чайковского найти, наверное, трудно. С Павлом Милюковым мы ранее записали Второй концерт для скрипки с оркестром Шостаковича, а теперь — Концерт Чайковского.
А. Ноздреватых: Какие у Вас сейчас планы? Вы собирались записать все симфонии Бетховена. Удалось начать этот проект?
А. Сладковский: Сейчас мы в самоизоляции. А в июле планируем записать музыку Рахманинова: его три симфонии, Симфонические танцы, симфоническую поэму «Остров мёртвых», фантазию «Утёс». Этот бокс-сет также должен выйти на Sony Classical.
Сейчас не удалось реализовать бетховенский цикл. Я его сделаю в следующем году. Новый сезон мы планируем открыть Девятой симонией Бетховена. И мы её сразу запишем с хором и солистами. А летом 2021 года запишем все остальные 8 симфоний. Просто сейчас это физически невозможно. Я берегу своих музыкантов, они мои партнёры. Всего лишь за календарный месяц они записали всего Шостаковича — за 30 дней все 6 концертов и 15 симфоний! За две недели они записали всего Чайковского. То есть невероятная мобильность. Артисты Госоркестра Республики Татарстан — потрясающие музыканты.
А на очереди Стравинский. В 2022 году мы будем отмечать 140-летие со дня рождения Игоря Фёдоровича. Заветная мечта — записать три моих любимых балета, которые мы с оркестром давно играем.
На фирме «Мелодия» мы записали три симфонии Малера — Первую, Пятую и Девятую. Я мечтаю записать все симфонии Малера. Так что планы большие.
Последние события
На юге Индии открылся кинофестиваль в честь 100-летия «Мосфильма»
Кинофестиваль, посвящённый столетию киностудии «Мосфильм», открылся в городе Тривандрум на юге Индии показом фильма Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх».
Ушла из жизни актриса Майя Ивашкевич
Старейшая актриса Театра имени Гоголя, почётный деятель искусств Москвы Майя Ивашкевич умерла 30 декабря в возрасте 99 лет. Об этом сообщается на сайте театра.
Новые школы креативных индустрий начали работу в пяти регионах России
Пять школ креативных индустрий, которые планировалось открыть до конца 2024-го, начали работу в Калининградской, Новгородской, Пермской, Архангельской и Вологодской областях, сообщила Ольга Любимова.