«Русские гуляния»

Дата публикации: 27 октября 2020

Юбилейную программу «Русские гуляния» представит Академический хор русской песни. Выступление состоится 31 октября на сцене Концертного зала «Измайлово». В преддверии концерта мы поговорили с руководителем коллектива Николаем Азаровым.
Н. Курочко: Что легло в основу программы русские гуляния?
Н. Азаров: Это традиционный концерт Академического хора русской песни радио «Орфей». В основе творческой составляющей русские народные песни разных областей, жанров и регионов. Прозвучат любимые нашей публикой песни гражданско-патриотической тематики. В программе также будут обработки основателя коллектива Николая Васильевича Кутузова.
«Русские гуляния»
Н. Курочко: Как готовили концерт в условиях пандемии?
Н. Азаров: В момент весеннего пика пандемии мы перешли на онлайн-формат. Делали ролики, записывали песни, выкладывали их на ютьюб-канале радио «Орфей». Сейчас главная проблема для всех коллективов — это заполняемость залов. Репетиционный процесс был непростой: приходилось прерываться на две недели, когда у наших артистов выявляли «модную» болезнь. Мы представим традиционную программу, коллектив владеет этим музыкальным материалом. Художественный результат будет достойным творческому уровню нашего коллектива.
Н. Курочко: Есть ли у артистов любимые композиции, которые исполнять особенно приятно?
Н. Азаров: Безусловно. Но с другой стороны, мы не можем идти по этому пути, ведь если мы будем исполнять только то, что нравится нам или только то, что традиционно нравится публике, мы опустимся в некое болото. Творческий коллектив не может находиться на одном уровне, он обязан расти и развиваться. Поэтому мы ставим разные задачи, поём разную музыку. В том числе ту, которую считают не совсем форматной для коллектива подобного жанра. Разумеется, есть хиты, которые не петь нельзя. Эта музыка заслуживает внимания, она достойна того, чтобы её исполняли.
«Русские гуляния»
Н. Курочко: Как найти баланс при подборе композиций для исполнения?
Н. Азаров: Это сложная история, она зависит от многих обстоятельств, начиная от финансового вопроса и заканчивая творческим потенциалом артистов. Примерно год назад наш коллектив исполнил «Перезвоны» Валерия Гаврилина в концертном зале «Зарядье». Это абсолютно историческое событие: народный коллектив никогда не пел эту музыку, хоть по своей сути она абсолютно народная. Нужно понимать, что почти вся русская классическая музыка выросла из народной песни. Всё что мы имеем в музыке Стравинского и Рахманинова, Бородина и Мусоргского — это русская музыка, которая выросла из сплава русской духовной музыки и русского народного творчества. Смешно будет, если мы возьмёмся за «Колокола» Рахманинова. Это абсолютно русская музыка, но мы никогда её не исполним, делать это не нужно. Но если мы возьмём «Три русские песни» Рахманинова, то это именно то, что мы сделать можем и должны. У коллектива есть множество возможностей развиваться, играть сложную музыку. Мы стараемся что-то искать, чтобы коллектив развивался в профессиональном смысле. Эта грань не сильно конкретна, но по большому счёту можно всё.
Н. Курочко: Существует ли стереотип, что народный коллектив должен исполнять лишь традиционную программу?
Н. Азаров: Это серьёзный вопрос. Можно жить и работать по инерции. Сформировался некий коллектив, он поёт музыку, все к ней привыкли. Затем появился другой коллектив, который занимается примерно тем же самым. И так многие делают. У публики востребовано, вопросов нет. Некий региональный хор поёт хорошо в своей специфике и манере — это нужно и важно, это должно быть. Но если мы, Академический хор русской песни, привязаны к московскому региону, например, то это не означает, что мы не можем делать что-то другое. Возможности нашего коллектива распространяются значительно дальше. Почему бы не поставить задачу, которая выше некой традиционной истории, но при этом является истинно народной? Предыдущий опыт показывает, что исполнение тех же «Перезвонов» было абсолютно достойным и правильным.
«Русские гуляния»
Н. Курочко: Какие у коллектива планы на будущее?
Н. Азаров: Мне повезло, что я работаю с Академическим хором русской песни. Одну большую задачу мы уже осуществили: исполнили «Перезвоны» Гаврилина. Другим планам пока мешает пандемия. Мы делали замечательную программу под рабочим названием «Вокруг света», в основе которой музыка разных народов мира. Ещё в планах шоу, которое показало бы путь от языческих времён до современности. Хотим пригласить режиссёра, найти хорошее сценическое решение и поэкспериментировать над созданием подобного проекта.

Последние события

«Царь Водокрут» в «Театре на Покровке»

Московский «Театр на Покровке» показал 21 декабря премьеру спектакля «Царь Водокрут» по пьесе Евгения Шварца. Она была написана в 1957 году и до этого момента ни разу не ставилась на столичной сцене.

В Музее Победы выступят юные артисты музыкальной школы имени Гнесиных

В Музее Победы 22 декабря состоится концерт учащихся детской музыкальной школы имени Гнесиных. Вечер приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Петербургская премьера оперы «Милосердие»

Оперу Александра Чайковского «Милосердие» по пьесе Николая Рериха впервые представят в Петербурге к 150-летию со дня рождения художника и философа. Сочинение прозвучит 21 декабря в Мариинском театре.