Елена Камбурова: «Два самых главных слова — добро и свет»

Дата публикации: 18 марта 2024

Накануне Международного женского дня в гостях радио «Орфей» побывала Елена Камбурова. Народная артистка РФ основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии стала гостьей программы «В пределах классики» с Мариной Сёминой. Публикуем расшифровку беседы.
М. Сёмина: Поистине легендарная женщина, голос, который можно узнать из тысячи, — Елена Антоновна Камбурова.
Мы очень рады вас видеть у нас, тем более в такой день — седьмого марта.
Е. Камбурова: Интересно знаете что? Очень, очень давно я решила, что я поеду в Москву — поступать в театральное училище. И почему-то задумала ехать восьмого марта. И действительно, именно в этот день я впервые прошла по улицам Москвы.
М. Сёмина: Ваша биография поражает, удивляет, вдохновляет. Как человек, прошедший много трудностей в начале своего пути, расскажите, насколько важна внутренняя сила женщины, чтобы достичь успеха?
Е. Камбурова: Почему-то уверенность появляется в самом детстве. Ничего не располагало к тому, чтобы я была актрисой, певицей. Я очень стеснительный человек. Но в то же время какой-то внутренний голос мне говорил: «Ты будешь актрисой». Почему — непонятно. За меня решили, что я поступлю в институт лёгкой промышленности. Я туда и поступила. Но потом опять этот голос начал ко мне приходить. И дальше было много счастливых моментов, случайностей.
М. Сёмина: У вас есть такая фраза: «Я верю в чудеса, и поэтому они происходят».
Е. Камбурова: Совершенно верно. Мне сказали, что нужно встретиться с Михаилом Верхацким, главным человеком в театральном институте. Я подошла и спросила Верхацкого. И вот, представьте себе, меня, девочку с улицы, к нему провели! Этого же не может быть! Более того, он меня тут же послушал и положительно отнёсся. Это невероятно!
И абсолютное чудо, как появился наш Театр музыки и поэзии. Ничто не располагало к рождению театра. Нас ведь было всего трое: я, прекрасный пианист Олег Синкин и замечательный гитарист Вячеслав Голиков. И тем не менее мне приходит в голову, что, может быть, не только я такая — любящая музыку, поэзию, песни. И постепенно начали появляться новые певцы, соратники. Сначала появился театр песни, у нас тогда ещё не было помещения
А однажды я ехала в поезде из Германии. С нами ехал Саша Градский и ещё один человек — Лев Сергеевич Шемаев, бывший тогда в команде Ельцина. И Саша, зная, кто такой Шемаев, говорит: «Помогите, мне нужен театр». И тут я неожиданно для себя сказала: «А мне тоже нужен». И он ответил: «Будет вам по театру». Это просто чудеса!
Лев Сергеевич действительно помог. Помог попасть к Лужкову. И вот ещё одно чудо. Лужков начал сразу предлагать адреса. Первый адрес — огромный зал. Я сказала: «Нет, он не годится, потому что нам нужен камерный климат». Много, много вариантов мы смотрели. Мне всё казалось не то: или слишком большой зал, или слишком холодный. И наконец, когда у них уже давно должно было иссякнуть терпение, мне предложили зал на Б. Пироговской. Я вошла туда, увидела огромную прекрасную люстру ещё со сталинских времён, увидела, что помещение камерное, и говорю: «Ой, берём, берём!»
М. Сёмина: Ваш театр существует уже более тридцати лет. Он не похож ни на какой другой. Как на протяжении этого периода формировался уникальный стиль?
Е. Камбурова: Мы начинали с песенных спектаклей. Помню, я предложила девочкам (у нас уже были четыре прекрасные девочки): «А давайте попробуем песни Шуберта спеть». Они спели. Мне очень понравилось. И на этот вечер пришёл потрясающий режиссёр Иван Поповски. Он тогда работал в театре Фоменко. Он сразу придумал и сценографию, и пластику — всё-всё-всё. Так появился спектакль «P. S. Грёзы…». Фактически он определил эстетику театра — заповедника песни, где драматическое действие соединяется с музыкой, где песня не просто поётся, а исполняется актёрами драматически. Слава богу, у нас сразу начали появляться свои зрители, которые потом по несколько раз приходили на один и тот же спектакль. Меняются поколения, постепенно вырастают и приходят к нам новые зрители. Очень приятно видеть молодые лица.
М. Сёмина: На сайте театра каждый найдёт спектакль по душе.
Е. Камбурова: Сейчас в репертуаре театра десять постановок Ивана Поповски. Последняя посвящена удивительному человеку — Тонино Гуэрра. Но визитной карточкой стал спектакль «Капли датского короля». Не представляем, чтобы он выпал из репертуара. Он идёт по сей день, иногда даже два раза в месяц. В его основе песни Булата Окуджавы — моего самого любимого поэта. С него я и начала свою работу на сцене. Потом начались спектакли, посвящённые поэтам. Например, Юлию Киму мы посвятили спектакль-концерт «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно».
М. Сёмина: Елена Антоновна, у вас есть прекрасная книга воспоминаний — «Совсем другая песня».
Е. Камбурова: Я всю жизнь писала дневники. Сейчас уже почти не пишу. А тогда, прямо с шестнадцати лет, начала писать: «Буду артисткой». Надя Василевская подвигла меня на то, чтобы на основе этих дневников написать книгу. Так бы многое забылось, а в дневниках есть точные даты, города, выступления.
М. Сёмина: Можете ли вы сформулировать тот смысл, тот посыл, который вы дарите своим слушателям через ваши песни, через ваш театр?
Е. Камбурова: Два самых главных слова — добро и свет. Должны возникать очень светлые мысли и добрые намерения. Мне кажется, если бы люди чувствовали и понимали бы настоящие стихи и музыку, они все были бы добрее.
М. Сёмина: Что бы вы пожелали прекрасным женщинам в преддверии Восьмого марта?
Е. Камбурова: Конечно, здоровья. Здоровья не только физического, но и морального, чтобы были правильные мысли, посыл, желание увидеть, услышать самое интересное на земле, понимать, что такое природа, её не коверкать, не уничтожать. Вы знаете, больше всего в жизни я люблю деревья. Потом уже идут лошади, собаки. Очень лошадей люблю. Мне их так жалко, они рабы человека.
М. Сёмина: У вас есть фраза, которая раскрывает смысл сказанного вами: «Бережное отношение к красоте может спасти мир». Не просто красота спасает мир, а именно бережное к ней отношение.
Е. Камбурова: Да, именно оно. Удивительно, как природа восстанавливается сама. Только что всё горело, потом смотришь — росток появляется. Потрясающе! Я очень люблю свою программу «Великая нежность». Она тоже идёт постоянно. Она состоит из песен о земле, о красоте земли. У нас в театре идёт спектакль на музыку Баха «Земля». Когда Иван Поповски попросил огромное количество песка, мы вообще взялись за голову. Но получилась такая невероятная красота! Очень вам советую посмотреть «Землю». Это стоит увидеть. Потом он попросил побольше земли для спектакля «Победа. Реквием». Я думаю: «Ну песок — ладно. Но земля!..» Тоже мой любимый спектакль.
М. Сёмина: Елена Антоновна, вы так прекрасно выглядите. Есть ли у вас какой-то рецепт?
Е. Камбурова: Надо стараться забыть о цифре. Это непросто. Она каждый год меня преследует, а я всё отметаю, отметаю её, думаю: «Нет, нет, мне всё равно тридцать лет, не больше». Ну и стараюсь, чтобы голос звучал.
Послушать интервью целиком на странице программы «В пределах классики»: orpheusradio.ru

Последние события

Шедевры Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина в Самаре

В Самарском филиале Третьяковской галереи проходит выставка «В круге цвета. Красный». Экспозиция раскрывает связь творчества русских авангардистов XX века с древнерусским искусством.

Премьеру спектакля «Калина красная» по Шукшину покажут в Петербурге

Театр-фестиваль «Балтийский дом» 21 декабря представит премьеру спектакля «Калина красная» по повести Василия Шукшина. Показ приурочен к 50-летию выхода на экраны одноимённого фильма Шукшина.

В Москве стартовал фестиваль «Город света»

В столице открылся фестиваль «Город света» проекта «Зима в Москве». В вечернее время на 10 зданиях в центре города можно увидеть видеопроекции и инсталляции с новогодними мотивами.