Александр Соловьёв: «Наша задача — сделать так, чтобы партитура зазвучала»

Дата публикации: 8 апреля 2024

В этом году исполняется 80 лет со дня основания Московского хорового училища имени Александра Свешникова. О юбилейном концерте и многом другом расскажет дирижёр, педагог, профессор Александр Соловьёв.
М. Сёмина: Известно, что Московское хоровое училище входит в состав Академии хорового искусства имени В. С. Попова. Расскажите немного об этом объединении, которое произошло в 1991 году
А. Соловьёв: Мы безмерно благодарны основателю Академии хорового искусства, народному артисту СССР, профессору Виктору Сергеевичу Попову, который смог доказать, что непрерывное музыкальное образование, вокально-хоровое образование требует, чтобы все его уровни были объединены под одной крышей. К этому очень давно стремились многие музыканты. Но только Виктор Сергеевич сумел осуществить эту мечту.
Сейчас мы проводим работу над красивым юбилейным буклетом, куда мы постарались включить имена всех, кто когда-либо оканчивал хоровое училище. Первый выпуск был в 1945 году. И с 1945 по 2024 год таких выпускников уже более восьмисот человек. Это уникальная общность музыкантов, творцов, многие из которых занимают лидирующие позиции в нашем искусстве. И мне очень приятно, что в честь восьмидесятилетия хорового училища к нам с приветствием обратились одни из первых его выпускников — Владимир Николаевич Минин и Родион Константинович Щедрин. Они будут на почётном месте — откроют наш буклет.
М. Сёмина: Хоровое училище уникально для нашей страны и нашей истории тем, что оно призвано сохранять, передавать, преумножать отечественные хоровые традиции и в то же время смотрит далеко вперёд.
А. Соловьёв: Безусловно, одно из главных направлений нашей деятельности — увидеть перспективу, сохранять традиции и привносить в них что-то новое. Так, совсем недавно я был с визитом в Китайской Народной Республике. И мне очень приятно, что новые магистерские программы, которые мы реализуем в Академии хорового искусства, заинтересовали образовательный рынок Китая.
М. Сёмина: Расскажите о важном проекте Академии хорового искусства — о всероссийской олимпиаде.
А. Соловьёв: Как раз в эти дни уже в четырнадцатый раз открывается всероссийская олимпиада «Созвучие». Это состязание молодых музыкантов, призванное дать возможность проявить себя ребятам, которые оканчивают училище и готовятся к поступлению в вуз. В этом году в нашей олимпиаде примут участие тысяча двести выпускников из двадцати трёх регионов России. С прошлого года олимпиада расширила географию. В дистанционном формате в ней примут участие граждане Китайской Народной Республики.
М. Сёмина: А каким образом?
А. Соловьёв: Они присылают видеозаписи своих выступлений, авторитетная комиссия их отслушивает и присуждает определённые места в соответствии с уровнем мастерства участников.
В апреле у нас будет проходить новый конкурс — I Всероссийский детский вокальный конкурс Хорового училища имени А. В. Свешникова. Тем самым мы пытаемся привлечь внимание к тому, что в наше учебное заведение могут поступать детки самого раннего возраста.
М. Сёмина: И мальчики, и девочки?
А. Соловьёв: Только мальчики учатся в хоровом училище.
М. Сёмина: А со скольких лет?
А. Соловьёв: У нас подготовительное отделение с пяти лет. Даже есть прецеденты, когда детишек приводят чуть раньше, и педагоги занимаются с ними индивидуально, готовят их к поступлению.
М. Сёмина: Вот это да! То есть уже в пять лет есть шанс попасть в такой уникальный коллектив?
А. Соловьёв: Поступить в первый класс и потом прочно связать свою жизнь с музыкой. Сначала ребята одиннадцать лет учатся в хоровом училище, потом они поступают в академию и могут пять лет учиться по программе специалитета, и по окончании есть возможность пойти в ассистентуру-стажировку или в аспирантуру, то есть пройти полный цикл по нашей специальности.
М. Сёмина: Прекрасно, что вы даёте такие возможности. И, раз уж мы затронули тему конкурсов, мне хотелось бы отдельно поговорить о конкурсе «Партитура». Заявки на участие принимаются до первого мая. Как член жюри этого проекта расскажите, каково ваше отношение к конкурсу
А. Соловьёв: Этот конкурс чрезвычайно важен. Он проходит уже в третий раз. И каждый раз удаётся не только находить новые партитуры, но и открывать новые имена. И мне очень приятно, что среди этих имён, помимо композиторов, есть хоровые дирижёры по образованию. Эти ребята очень хорошо чувствуют хоровую фактуру, понимают, как нужно писать для хора, как выявить тембральные стороны той или иной партии. И мы радуемся тому, что есть партитуры, которые попадают в репертуарный шорт-лист коллектива и звучат на разных концертах. Наша задача не просто выявить замечательную партитуру, а сделать так, чтобы она звучала для публики.
М. Сёмина: Это самое главное. И вы ведь не только изучаете произведение на слух, но и смотрите ноты, партитуру?
А. Соловьёв: Нам присылают партитуры, и поэтому, собственно говоря, так и называется конкурс. Лучшие образцы, сочинения, которые стали лауреатами, допускаются к тому, чтобы их озвучили исполнительские коллективы. И не просто озвучили, а даже сделали профессиональную запись. Здесь, конечно, нужно отдать дань радио «Орфей», которое продвигает молодых композиторов, а мы, исполнители, даём им возможность интерпретации их сочинений

Последние события

«МолОт» вернулся в Калининград

Гильдия молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза возобновила работу в Калининграде. Неделю назад в городе состоялся круглы стол, посвящённый современной академической музыке.

К столетию образования «Кукрыниксов»

Выставка «Кукрыниксы», приуроченная к столетию образования одноимённого союза художников, откроется в московском Музейно-выставочном объединении «Манеж» 1 ноября.

Амброджо Маэстри впервые выступит в Мариинке

Итальянский баритон Амброджо Маэстри впервые выступит в Мариинском театре. Он выйдет в титульной партии в комической опере Верди «Фальстаф». Представлением состоится 29 ноября.