«Отец новой немецкой музыки»
Дата публикации: 8 октября 2025
«Отец новой немецкой музыки», «самый выдающийся музыкант своего века», «радость чужих краев, свет Германии», — так называли современники Генриха Шютца, великого немецкого композитора добаховской эпохи. 8 октября исполнятся 440 лет со дня его рождения.
После смерти Шютца его искусство было надолго забыто, и лишь в ХХ веке оно стало, подобно творчеству К. Монтеверди и Г. Пёрселла, неотъемлемым достоянием духовной культуры человечества.
Генрих Шютц родился 8 октября 1585 года. Более чем полувековой его творческий путь распадается на три периода. Первый из них (1611-1628) свидетельствует о плодотворном развитии композитором ренессансной полифонической и протестантской хоральной традиции («Итальянские мадригалы», «Священные песнопения», «Беккеровская псалтырь»), о первых высокоталантливых шагах в концертной, музыкально-драматической и жанровой сферах («Псалмы Давида», «История Воскресения Христова», опера «Дафна»). Второй этап творческой эволюции композитора (1629-1656) характеризуется самобытным освоением возникшего в Италии на рубеже XYI–XYII веков стиля драматизированной монодии с инструментальным сопровождением (евангельская история «Семь слов», балеты с пением «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена») и органичным соединением принципов монодического и полифонического письма («Священные симфонии», «Маленькие духовные концерты»). Третий период творчества (1657-1671) обобщает основные тенденции предшествующих, отличаясь еще более прочной опорой на ренессансные и национально-протестанские традиции («12 духовных песнопений», пассионы — «Страсти по Луке», «… по Иоанну» и «… по Матфею»). Среди поздних произведений своим новаторским обликом выделяется «История Рождества Христова», названная выдающимся немецким музыковедом А. Шерингом «Первой немецкой ораторией».
Готическая стройность нидерландской полифонии и яркая живописность итальянского хорового письма, суровая простота протестантского хорала и динамическая напряженность нового концертирующего стиля, архаика средневековой псалмодии и «взволнованная» патетика оперы… Все это теснейшим образом переплелось в творчестве Шютца, который не оставил без внимания почти ни один из бытующих жанров эпохи, и как опытный музыкант-практик, руководивший крупнейшими капеллами Западной Европы, постоянно экспериментировал во многих областях музыкального искусства. Опера, балет, пассионы, «истории», мадригалы, мотеты, вокально-инструментальные концерты, духовные песни — таков самый беглый перечень созданного великим мастером.
Последние события
Ответственная миссия
Объявлен состав экспертного совета Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка». В жюри, которое определит лучшие работы, вошли ведущие российские кинематографисты и киноведы.
Обладатели премий
В Большом театре выступят лауреаты XVII Международного конкурса имени Чайковского. Концерт 24 октября на Исторической сцене будет посвящён музыке композитора, чьё имя носит конкурс.
Преемник царскосельского дуба
Саженец дуба посадили в Царском Селе перед фасадом Александровского дворца, на этом месте раньше стояло 200-летнее дерево. В церемонии принял участие гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский.