Эдуард Мак-Доуэлл. «Пионер американской музыки»

Дата публикации: 18 декабря 2020

Он — первый американец, чья музыка получила известность не только на родине, но и за ее пределами, прежде всего в Европе, и стала классикой национального музыкального искусства. 18 декабря исполняется 160 лет со дня рождения американского композитора Эдуарда Мак-Доуэлла.
Он писал музыку в духе европейских романтиков XIX века — Шумана, Листа, Грига, хотя родился в один год с последним представителем этого направления, Малером, завершившим эпоху музыкального романтизма в Европе. Поэтому его творчество воспринимается в хронологическом плане слишком традиционным и старомодным, кажется как бы искусством вчерашнего дня. К тому же в период его художественного становления уже рождались новые музыкальные течения — импрессионизм, затем экспрессионизм и другие, но он словно не замечал их и постоянно обращался к прошлому, в чем, как ни странно, была своя логика. Представитель молодой, только нарождавшейся национальной композиторской школы не мог сразу откликнуться на последние веяния в искусстве, ему было необходимо освоить предыдущий этап развития музыки — романтический, чтобы открыть и указать дорогу новым поколениям своих соотечественников, что и произошло в следующем, ХХ веке. Появившиеся вслед за ним Айвз, Гершвин, Копленд, Кейдж, Бернстайн и другие, не говоря уже об огромной армии самобытных голливудских кинокомпозиторов и величайших американских джазменов, уже не только были на уровне мирового музыкального мейнстрима, но часто стояли в его первых рядах.
Эдуард Мак-Доуэлл. «Пионер американской музыки»
Вероятно, именно этим объясняется то, что талантливый 16-летний уроженец Нью-Йорка, учась в Парижской консерватории у знаменитого мэтра Антуана Мармонтеля, воспитавшего Бизе, Дебюсси и других гениальных авторов, оказывается совершенно чужд и глух к последним новинкам французской музыкальной моды, в частности — к импрессионизму. Его тянет в более традиционную консервативную Германию, где он увлекается творчеством немецких романтиков — Шумана, Брамса, а в Веймаре в 1883 году знакомится с гениальным венгерским пианистом и композитором Листом, который оказывает поддержку молодому американцу и одобряет его творчество. Известность Мак-Доуэлла неуклонно растет и вскоре достигает Америки, куда его впоследствии приглашают. На родине он получает широкое признание как один из ведущих композиторов США, глава национальной композиторской школы. Его произведения исполняют лучшие оркестры страны, в том числе Бостонский под руководством знаменитого маэстро Артура Никиша. Композитор часто обращается к творчеству американских поэтов, одним из первых, в «Индейская сюите», использует традиционный песенный фольклор. Его назначают руководителем первой в Америке музыкальной кафедры при Колумбийском университете Нью-Йорка и членом недавно созданной Американской академии искусств и литературы.
Музыка композитора, написанная в традициях романтизма, отличается красотой, лиричностью, повествовательностью, часто навеяна образами природы и окружающего мира. В ней преобладают циклы небольших пьес, обычно с программными поэтическими названиями — «Идиллии Новой Англии», «Морские сцены», «Рассказы у камина» и т. д. Особую популярность получила пьеса Мак-Доуэлла «К дикой розе» из цикла «Лесные эскизы», хотя у него есть и более крупные сочинения лирико-драматического склада –2 фортепианных концерта, 2 оркестровые сюиты и несколько симфонических поэм. Но после довольно ранней смерти композитора они почти перестают исполняться. Он умер в 47 лет от сильного нервного расстройства в связи с увольнением из университета, начальство которого не одобрило его новаторскую преподавательскую работу и лишило звания профессора. В этом плане американский композитор, спустя полвека, буквально повторил судьбу своего кумира Шумана, умершего почти в таком же возрасте и тоже от психической болезни. И подобно Кларе Вик, намного пережившей своего гениального мужа и пропагандировавшей его творчество до конца жизни, вдова Мак-Доуэлла — Мэриан — через год после его кончины основала в своем загородном доме на севере США Летнюю артистическую резиденцию для молодых художников, писателей и музыкантов, которая функционирует до сих пор. За 100 с лишним лет существования через нее прошли тысячи молодых талантов, в т.ос числе будущие обладатели «Грэмми», «Оскара» и других престижных премий и наград. Так, Аарон Копленд работал там над своей сюитой «Весна в Аппалачах», Леонард Бернстайн закончил свою знаменитую мессу, а супруги Дюбоз и Дороти Хейворд написали пьесу «Порги и Бесс», ставшую вскоре оперой Гершвина. Таковы замечательные плоды творчества первого американского романтика, интерес к которому сейчас заметно растет.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Балетная труппа Мариинского театра возвращается домой

В Китае 26 октября завершились гастроли балетной труппы Мариинского театра. Российские артисты представили спектакль «Баядерка» на сцене Большого театра Шанхая.

Финальный аккорд «Московской осени»

Заключительный концерт фестиваля современной музыки «Московская осень» состоится 28 октября в Большом зале Дома композиторов.

Константин Хабенский вручил памятные «Чайки»

Артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, Школы-студии и Музея МХАТ вручили памятные знаки «Чайка». Церемонию награждения провёл художественный руководитель-директор театра Константин Хабенский.