Марк Пекарский. «Маг ударных инструментов»

Дата публикации: 26 декабря 2020

Он внёс огромный вклад в развитие музыки для ударных инструментов в нашей стране, сделал ее особой, самостоятельной областью исполнительского искусства. 26 декабря исполняется 80 лет замечательному российскому перкуссионисту, дирижёру, педагогу и композитору Марку Ильичу Пекарскому.
Марк Пекарский. «Маг ударных инструментов»
Ударные инструменты, долгое время считавшиеся второстепенными в творчестве композиторов-классиков и романтиков, в ХХ веке начинают играть почти такую же ведущую роль в музыке, как традиционные струнные и духовые. Произошло это во многом благодаря появлению джаза, основанного на афро-американских ритмах. С середины прошлого столетия они уже полностью доминируют в мировой легкой и эстрадной музыке, а также проникают в академическую. Правда, в нашей стране, долго остававшейся за «железным занавесом», эти тенденции в значительной мере сдерживались, исходя из постулата, что джаз — буржуазное искусство, музыка богатых. Но после войны и наступления «оттепели» перемены проникли и в эту художественную сферу. Одним из первых, кто откликнулся на эти музыкальные «ветры перемен», стал Марк Пекарский.
Он начинал практически с нуля, так как в СССР еще не было ни соответствующего инструментария, ни специалистов. Поэтому его обучение проходило больше на практике, чем в теории. И хотя он окончил училище и институт имени Гнесиных, где готовили обычных оркестровых ударников, но главные азы профессии постигал сначала в самодеятельности — у частного педагога и во Дворце пионеров, а затем в оперно-симфоническом оркестре Гостелерадио и в различных ансамблях — этнических, фольклорных и других. Одно время он даже аккомпанировал знаменитой народной певице Зыкиной. Но тяга к самостоятельности в искусстве ведет его все дальше и отчасти реализуется в 1965 году в ансамбле «Мадригал» Андрея Волконского — первом в СССР коллективе, исполнявшем старинную музыку. Не стесненные рамками официальных запретов, музыканты могли здесь исполнять любые произведения далекого прошлого, в т. ч. и религиозные, что по советским понятиям было чистой крамолой. Но эмиграция их руководителя «князя Андрея Волконского» поставила перед Пекарским новую творческую задачу — что делать дальше? И вот в 1976 году он создает свой собственный коллектив только из музыкантов-ударников, тоже первый в стране, который существует до сих пор.
К сотрудничеству Пекарский привлекает ведущих советских композиторов-авангардистов — Шнитке, Денисова, Губайдулину и других, которые пишут специально для него и его ансамбля. Таких произведений сегодня насчитывается уже около 200. Он и сам активно сочиняет, делает переложения классической музыки для ударных инструментов, а также постоянно расширяет инструментарий своих подопечных, собирая и коллекционируя все, что способно издавать ударно-шумовые звуки — от простых отечественных рукомойников и сковородок до экзотических австралийских тарелочек и азиатских гонгов. Недаром одна из посвященных ему телепередач называется «Главный по тарелочкам». Сегодня его коллекция насчитывает сотни всевозможных предметов и представляет собой уникальное собрание, которое используется на выступлениях ансамбля. Пекарский в своих концертах не ограничивается просто исполнением музыки, но всячески обыгрывает, «театрализует» звучание отдельных инструментов, завораживая слушателей их необычным видом и тембром, а сам при этом выступает в роли своеобразного мага или чародея, воздействуя на публику чуть ли не гипнотически. Этому способствует и его загадочно-таинственный внешний вид с закинутым вокруг шеи шарфом, и остро-ироничные комментарии, сопровождающие исполнение. Таким образом, музыкант реализовал свою детскую мечту стать актером, которую вынашивал всю жизнь.
Новый этап в деятельности артиста начинается во время перестройки. С 1986 года Пека́рский регулярно выезжает за границу, где знакомится со своими иностранными коллегами-перкуссионистами, делится с ними своим огромным опытом и получает от них ответные знания и навыки. Растет его международная известность и признание. Он непременный участник многочисленных музыкальных фестивалей и конкурсов, автор различных учебных пособий и книг, посвященных музыке для ударных. Вершиной его творческой деятельности можно назвать создание в 1997 году собственного исполнительского класса в Московской консерватории. На новом факультете исторического и современного исполнительства Пекарский становится первым в стране профессором-ударником. Им подготовлены десятки талантливых учеников, которые сегодня продолжают дело мастера, играют в различных отечественных и иностранных оркестрах, а также выступают вместе с ним в его замечательном ансамбле ударных инструментов, существующем уже почти полвека.
Текст - Анатолий Лысенков.

Последние события

Балетная труппа Мариинского театра возвращается домой

В Китае 26 октября завершились гастроли балетной труппы Мариинского театра. Российские артисты представили спектакль «Баядерка» на сцене Большого театра Шанхая.

Финальный аккорд «Московской осени»

Заключительный концерт фестиваля современной музыки «Московская осень» состоится 28 октября в Большом зале Дома композиторов.

Константин Хабенский вручил памятные «Чайки»

Артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, Школы-студии и Музея МХАТ вручили памятные знаки «Чайка». Церемонию награждения провёл художественный руководитель-директор театра Константин Хабенский.