Ферруччо Бузони. «Музыкант, мыслитель, педагог»

Дата публикации: 1 апреля 2021

Эти слова написаны на мемориальной доске в Берлине, где он провел почти три десятилетия, то есть всю вторую половину своей жизни. 1 апреля исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося итало-немецкого пианиста, композитора, дирижера, педагога и музыковеда Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони.
Он родился в небольшом тосканском городке Эмполи, всего в 20 км от Флоренции, и потому его родители-музыканты назвали сына в честь трех величайших гениев Италии — поэта Алигьери, художника Буонарроти и скульптора Челлини — живших и творивших в этой Мекке национального искусства эпохи Ренессанса. Но мальчик не пошел по пути своих знаменитых тезок, а выбрал ту же профессию, что и его мама и папа, хотя всегда интересовался разными видами творчества, отлично разбирался в живописи и поэзии, а либретто к своим операм писал сам. Его отец-кларнетист мечтал сделать из него вундеркинда и с ранних лет заставлял его заниматься на рояле по несколько часов, едва не отбив охоту к музыке вообще. И только исключительный талант ребенка помог ему стать настоящим виртуозом. Уже в 7 лет он выступает публично, в 9 играет с оркестром, а в 11 оканчивает за 2 года Венскую консерваторию, заслужив там одобрение Листа и Брамса. Затем юноша в течение полутора лет занимается композицией с профессором Майером в Граце, и на этом его учеба практически завершается. Далее 15-летний музыкант развивается только самостоятельно, дает концерты, сочиняет, делает фортепианные переложения многих классических шедевров. Триумф его стремительного роста — вступление в ряды знаменитой Болонской академии, где он становится самым молодым ее членом после Моцарта, сделавшего это в 14 лет. Окончательное признание его таланта — победа на 1-м конкурсе Рубинштейна в Петербурге, правда, не в исполнительской номинации, а в композиторской, за Концертную пьесу для фортепиано с оркестром.
Уже тогда определяются его творческие приоритеты — это Бах в области композиции и Лист в исполнительстве. Бузони делает многочисленные переработки баховских сочинений для фортепиано, редактирует, издает и играет их на своих концертах. Причем, почти все они написаны в свободной импровизационной манере, свойственной Листу вообще и его транскрипциям произведений классиков и романтиков в частности, включая того же Баха. В своем оригинальном творчестве композитор пытается выйти за рамки этого «коридора», используя разные средства и приемы, но это ему не всегда в полной мере удается. Исполнитель в нем порой опережает автора и зачастую ограничивает адекватное раскрытие собственных замыслов. Так, его огромный фортепианный концерт длится более часа, а в конце к гигантскому оркестру еще добавляется хор, как в 9-й симфонии Бетховена! Некоторые свои работы он не всегда успевает довести до логического конца, а его последнюю незаконченную оперу «Доктор Фауст» завершили уже другие музыканты. В своих теоретических трудах он также ратует за обновление творческих принципов и взглядов, но основные надежды на их воплощение возлагает уже на следующее поколение творцов — Шенберга, Вареза….
Непрерывно гастролируя по странам Европы и Америки, Бузони в то же время активно преподает в разных учебных заведениях, в том числе в Московской консерватории, когда там работал Чайковский, учились Скрябин и Рахманинов, а студенткой у него была Елена Гнесина, основавшая позже в Москве школу и институт своего имени. Правда, надолго пианист нигде не задерживается из-за своего неуемного характера и постоянных гастролей. Ему гораздо ближе формат краткосрочных мастер-классов, которые он впервые проводит в Веймаре, а затем повторяет в других городах. С его легкой руки такой вид обучения получил теперь необычайную популярность. Среди прошедших бузониевские курсы — Эгон Петри, ставший его продолжателем в редактировании баховской музыки, и Юзеф Турчинский, один из издателей всех сочинений Шопена. С 1894 года и до последних дней, за исключением периода 1-й мировой войны, проведенного в нейтральной Швейцарии, композитор живет в Берлине. Там он и похоронен на Третьем Шёнебергском кладбище города, где покоятся также актриса Марлен Дитрих, пианист Рудольф Керер и другие знаменитости. Его дом на столичной площади Виктории-Луизы был разрушен в 1943 году союзной авиацией, но памятная табличка все равно находится на этом месте. С 1949 года в итальянском Больцано проводится ежегодный конкурс пианистов имени Бузони, среди лауреатов которого Марта Аргерих, Борис Блох, Александр Кобрин. Однако из 60-ти прошедших турниров в половине победитель так и не был определен — столь велика планка, заданная этим своеобразным и необычным музыкантом!
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

«Фанфары Победы» прозвучат на выставке «Россия»

Фестиваль духовой музыки «Фанфары Победы» состоится 9 мая на выставке «Россия» на ВДНХ. Детские и юношеские духовые оркестры, хоры, хореографические коллективы подготовили праздничную программу.

Путин поручил обеспечить защиту традиционных ценностей в культурных проектах

Минимум 70% проектов в сфере культуры, финансируемых государством, должны продвигать традиционные российские ценности к 2030 году. Такую задачу поставил Владимир Путин в новом майском указе.

У Музея музыки прошла акция «Сад памяти»

Музей музыки присоединился к акции «Сад памяти». 7 мая сотрудники учреждения, представители Московской консерватории высадили у музея саженцы сортовой сирени в память о музыкантах погибших в годы ВОВ.