«Русские сезоны» в «Сириусе»: фольклор, минимализм и поиск идентичности

Дата публикации: 11 августа 2025

Концерт ансамбля Questa musica с программой «Русские сезоны» Леонида Десятникова стал одним из событий Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус». Смотр проходит на Федеральной территории с середины июля до конца августа, объединяя классику, джаз и современную академическую музыку. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Концерт состоялся в здании Университета «Сириус» — бывшем Главном медиацентре Олимпиады-2014. После Игр пространство стало первой площадкой, где начали выступать музыкальные коллективы, формируя образ Имеретинской низменности не только как места пляжного и активного туризма, но и интеллектуального отдыха.
«Русские сезоны» в «Сириусе»: фольклор, минимализм и поиск идентичности
«Русские сезоны» — не премьера: ансамбль исполняет этот цикл много лет. В ноябре 2024 года та же программа с теми же солистами — скрипачом Даниилом Коганом и сопрано Яной Иваниловой — прозвучала в Московской филармонии в рамках абонемента «Вещь в себе», концерты которого традиционно собирают аншлаги. Но для «Сириуса» программа новая. Музыканты подошли к ней с особым вниманием: в их костюмах угадывались намёки на фольклор — расшитые воротники, народные пояса, у девушек — ободки в форме кокошников. Концептуальным был и костюм Филиппа Чижевского — к чёрной рубахе и чёрным лаковым сапогам дирижёр добавил красный пояс — деталь, связавшую строгий академизм с деревенской эстетикой.
«Русские сезоны» в «Сириусе»: фольклор, минимализм и поиск идентичности
«Русские сезоны» написаны Десятниковым в 2000 году для Гидона Кремера и его ансамбля Kremerata Baltica. Цикл состоит из двенадцати частей, на создание которых композитора вдохновили аутентичные записи из сборника «Традиционная музыка Русского Поозерья» (географически это область на границе России, Украины и Белоруссии). Десятников переосмыслил их через призму европейской традиции, причем весьма широко — от барокко до минимализма. «Там куча отсылок к минимализму, там можно услышать какие-то намётки а-ля репетитивности Стива Райха, безусловно, музыка западно-европейской культуры слышна, отголоски нидерландской полифонической школы… И Десятников это всё коннектит с нашим фолком, делает это очень виртуозно, тонко жонглирует», — говорит дирижёр Филипп Чижевский.
«Десятникову первому пришла в голову идея соединить академические „Времена года“ с фольклорным календарным кругом. Люди в деревнях пели всё время, с утра до вечера. Песни были не фоном, а содержанием жизни. Они были неотделимы от трудов и отдыха. Это песни обрядовые, это песни на Пасху, Рождество и другие праздники, это отражением самого течения жизни: рождение-свадьба-смерть», — отмечает ведущий концерта, музыковед Ярослав Тимофеев.
«Русские сезоны» в «Сириусе»: фольклор, минимализм и поиск идентичности
Солисты — Яна Иванилова (сопрано) и Даниил Коган (скрипка) — показали филигранную работу с материалом. Иванилова мастерски балансировала между академической вокальной школой и народной манерой, а Коган тонко обыгрывал контрасты — то подражая гудению народных инструментов, то взмывая в виртуозные пассажи. Сам скрипач так объясняет свою любовь к этой музыке: «Десятников один из немногих людей, которые, очень живо чувствуют абсурдность нашего времени и умеют её выразить в музыке. Мне это очень близко. И, наверное, определение постмодерн для этого очень подходит, потому что берётся какой-то материал из разных эпох, и этот материал по разному воплощается».
«Русские сезоны» в «Сириусе»: фольклор, минимализм и поиск идентичности
Публика в «Сириусе» привыкла к классическим шедеврам — Чайковского, Рахманинова, Вивальди. Но фестиваль сознательно идёт на риск, включая в программу и сложные, неочевидные сочинения. И этот творческий выбор оказался верным. Публика слушала с непривычной сосредоточенностью, а в финале зал отреагировал так горячо, что оркестр и солисты вернулись на сцену и исполнили одну из частей на бис. Возможно, не все зрители до концерта были знакомы с музыкой Десятникова. Но именно такие моменты — когда редко исполняемое произведение находит живой отклик — и составляют особую ценность фестиваля: не только развлекать хитами, но и открывать новое.
Дженнет Арльт
Фото: предоставлены пресс-службой Фонда «Талант и успех»

Последние события

Конкурс Алисы Гицба продолжает принимать заявки

География музыкального конкурса-лаборатории «Музыка — диалог без расстояний и границ» расширяется, заявки пришли из Абхазии, Белоруссии, России и Китая, сообщила руководитель смотра Алиса Гицба.

Фильмы Феллини покажут в «Художественном»

Программу «Лунные ночи Федерико Феллини» представят с 5 по 10 сентября в московском кинотеатре «Художественный». Зрителям покажут пять картин итальянского мастера.

Гнесинцы выступили на Сицилии

«Международная школа музыкальных наук» прошла с 14 по 24 августа в итальянском городе Эриче на Сицилии. В ней приняли участие преподаватели и студенты Российской академии музыки имени Гнесиных.

Поиск по сайту