Память в бронзе

Дата публикации: 13 октября 2025

В Московской консерватории открыли бронзовый барельеф народной артистки СССР, профессора Бэлы Руденко. Мероприятие прошло в день памяти певицы и педагога, которая ушла из жизни 13 октября 2021 года. Медальон-бюст установили в классе № 37, где она преподавала последние 15 лет своей 40-летней карьеры в вузе.
Память в бронзе
Инициатива исходила от семьи певицы, а поддержали её ВЭБ.РФ, Российский национальный музей музыки, правительство Москвы и Минкультуры РФ. В церемонии участвовали председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, гендиректор музея музыки Михаил Брызгалов, и. о. ректора консерватории Александр Соколов и сын Бэлы Руденко, заслуженный артист России Теймур Полад оглы Бюль-Бюль. «Бэла Андреевна была величайшей певицей. И тот дар, который ей Бог преподнес, она благородно передавала своим студентам. Для молодёжи важно обратиться к этому имени и понять, что тяжелый и добросовестный труд оставляет след гораздо больший, чем физический. Потому что без памяти ничего нет. И мы сохранили память о Бэле Андреевне вместе — семья, консерватория, музей музыки, вокально-творческий кабинет Антонины Васильевны Неждановой и ВЭБ.РФ», — сказал на церемонии председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Память в бронзе
Автор барельефа, скульптор Ирина Макарова, создала портрет не по парадным фото, а по живой, «говорящей» фотографии. Как отметил Александр Соколов, этот снимок был не только в семейном архиве, но и в архиве композитора Рейнгольда Глиэра с дарственной надписью от самой певицы. «Бэла Андреевна была в том статусе, что могла выбрать любой кабинет, — рассказал Соколов. — Этот класс, с его уникальной акустикой, заложенной ещё при постройке консерватории, идеально подходит для тонкой работы с голосом».
Бэла Руденко родилась 18 августа 1933 года в шахтёрском городе Антрацит на Луганщине. Её путь в искусстве начался в детстве: во время войны, находясь в эвакуации в Узбекистане, маленькая Бэла пела для раненых в госпитале, где работала её мать. Уже будучи студенткой Одесской консерватории, она блестяще дебютировала в Одесском театре оперы и балета, за неделю выучив партию Джильды для замены заболевшей солистки. Её карьера стремительно развивалась в Киевском театре оперы и балета, а в 1960 году, после триумфа на Декаде украинского искусства в Москве, 27-летней певице было присвоено звание народной артистки СССР — случай беспрецедентный для оперной сцены.
Как отмечают коллеги певицы, Бэла Руденко обладала голосом невероятной подвижности и технического блеска. Ключевые партии её обширного репертуара — это ведущие роли в русских операх, среди них «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Иоланта» в Большом театре и театрах СССР. Также она исполняла главные партии в операх «Риголетто», «Травиата», «Волшебная флейта» и многих других. Она гастролировала по всему миру, покоряя сцены Ла Скала и прочих ведущих театров. Японская пресса писала о ней: «Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поёт Бэла Руденко».
Память в бронзе
«Не все великие вокалисты считали своим долгом работать со студентами. Для многих это была очень тяжёлая работа. Но Бэла Андреевна уже в юности проявляла к этому интерес», — подчеркнул Александр Соколов.
Открытие барельефа — часть системной работы по сохранению наследия. «Каждый раз, когда мы возрождаем одно из имён русской музыкальной культуры, для музея это большая важность», — сказал Михаил Брызгалов. Он также анонсировал планы по оцифровке обширного архива Руденко: «В музее около 30 экземпляров её пластинок. Нужно провести работу, чтобы при взаимодействии с семьёй и Вокально-творческим кабинетом Антонины Неждановой это наследие стало доступнее».
Фото: пресс-служба ВЭБ.РФ

Последние события

Роль культуры

Глава Минкультуры Ольга Любимова выступила на «правительственном часе» в Совете Федерации. Министр рассказала о реализации основных проектов, направленных на достижение национальных целей развития РФ.

Театральная кабала

Мошенники продают поддельные билеты за 300 тысяч рублей на спектакль «Кабала святош» в МХТ имени Чехова. В постановке заняты в том числе Константин Хабенский и Николай Цискаридзе.

«ГЭС-2» меняет правила посещения

Дом культуры «ГЭС-2» с 13 ноября вводит платный вход на выставки. Стоимость билетов составит от 400 до 600 рублей. Сам вход в здание «ГЭС-2» останется свободным по предварительной регистрации.

Поиск по сайту