Бронзовый тенор: бюст Козловского открыли в консерватории
Дата публикации: 21 декабря 2025
В Московской консерватории прошла торжественная церемония открытия бюста великого оперного певца, народного артиста СССР Ивана Семёновича Козловского. Памятник установлен в фойе Большого зала — это первый и пока единственный бюст вокалиста среди монументов выдающимся композиторам и музыкантам.

Инициатива увековечить память Козловского в стенах консерватории принадлежала его внучке, Анне Козловской-Тельновой, которую поддержали ВЭБ.РФ, Министерство культуры и Большой театр при участии Российского национального музея музыки и Московской государственной консерватории имени Чайковского. Бюст является копией того, что был создан с натуры скульптором Алексеем Портянко при жизни певца. Оригинал хранится в Музее Большого театра.
Как отметил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, выбор места глубоко символичен: «Иван Козловский — это голос эпохи и символ служения искусству. Его творческая судьба неразрывно связана с Большим залом консерватории, где на протяжении шести десятилетий он выходил к слушателям, делясь с ними своим неповторимым мастерством. Сохранение памяти о таких личностях — наш долг перед будущими поколениями».

История выступлений Козловского в Большом зале действительно уникальна. Как напомнил проректор по концертной деятельности Московской консерватории Виталий Катков, певец выходил на эту сцену с 1927 по 1987 год — шестьдесят лет подряд. Его последний сольный концерт здесь состоялся, когда артисту было 87 лет, что является беспрецедентным примером творческого долголетия в мировой практике.
О том, каким Козловский оставался даже в преклонные годы, поделился личными воспоминаниями певец и дирижёр Дмитрий Корчак: «Я зашёл в актовый зал хорового училища, где у него была встреча с ребятами… Он был седой, но с потрясающим голосом, с тембром молодого парня. А ему было уже за 80 лет, и я слышал, как он пел… с таким верхним звуком, как будто ему было 30 лет. Это невероятно».

Козловский был не только феноменальным певцом, но и яркой, многогранной личностью. Его внучка, Анна Козловская-Тельнова, рассказала забавный эпизод из детства, связанный с концертами в Консерватории, и поделилась малоизвестным фактом: в 31 год Иван Семёнович выиграл профессиональный заезд на бегах. На вопрос, как ему это удалось, он отвечал просто: «Я просто пел лошади». А о своём отношении к памяти и наследию сам Козловский говорил: «Я за то, чтобы возможно дольше сохранились имена ушедших — их мастерство, обаяние, преданность делу. Я за то, чтобы они жили с нами, служили камертоном».

Теперь его скульптурный портрет, установленный по соседству с бюстами Шостаковича, Свиридова и Хачатуряна, будет служить таким камертоном для всех, кто приходит в rонсерваторию. «Для музеев важно, что память о великом теноре сохраняется не только в архивах, но и в культурном пространстве, где формируются новые поколения музыкантов. Имя Козловского навсегда вписано в историю отечественного и мирового музыкального искусства», — подчеркнул генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Год 125-летия Ивана Козловского завершился, но, как заметил Игорь Шувалов, работа по сохранению его наследия будет продолжена.
Фото: пресс-служба ВЭБ.РФ


