Музыкальный пир от классического дебютанта
Дата публикации: 9 июня 2021
У Московской консерватории нежный аромат последней в этом году сирени. Вокруг Чайковского встречаются, общаются, ждут друг друга знакомые и незнакомые люди. Кто-то с надеждой заглядывает в глаза: «Нет лишнего билета?». У дверей и в фойе лёгкая атмосфера интриги, ожидания чего-то нового. Композитор, заслуженный деятель искусств Александр Клевицкий, подаривший нам множество эстрадных хитов, решился показать публике свою академическую музыку.
В Большом зале собрались коллеги дебютанта по композиторскому цеху, поэты, музыканты, журналисты, фотографы, поклонники. В программке мировые премьеры — симфония, концерты, кантаты, хоровая музыка. Третий звонок. На сцене коллектив радио «Орфей» — Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева, который маэстро Клевицкий возглавляет уже 15 лет. Первым отделением гала-вечера уверенно руководит дирижёр Вадим Вилинов.
Действо начинается с щекочущей нервы разминки… Первые же звуки флейтового концерта настраивают на острый сюжет. Автор писал его, как мелодическую головоломку, музыкальный детектив. Мне же привиделся шпионский экшн, сродни историям про Джеймса Бонда. С погонями, выслеживаниями, многослойными тайнами. Разгадка намечается и приходит с нежными переливами волшебной флейты Эллы Должиковой. Её соло дарит нам надежду нам хеппи-энд.
Жизнь, как испытание, как опыт, требующий переосмысления. Смена веков, как череда перемен, которые проходят сквозь судьбу каждого человека. Масштабная симфония, философский труд «ХХI век. Борьба продолжается» — большая и первая премьера гала-вечера. Кажется, что музыка Александра Клевицкого впитала в себя все перипетии непростого времени, выпавшего нам. Сегодня, когда мы справляемся с новой напастью, пандемией, эта музыка резонирует с внутренним голосом, который подсказывает быть на стороже, но жить в полную силу и верить в лучшее. Чёрная полоса всегда имеет финал, победа над бедами и трудностями усиливает вкус нормальной человеческой жизни.
Вкуса жизни, романтики, волшебной мелодики полна следующая новинка — фортепианный концерт Александра Клевицкого. Его звуки начисто смывают предчувствие беды, повисшее в атмосфере с последними отголосками симфонии. Нежность и счастье распространяются по залу, меняя настроение его временных обитателей. За роялем — Екатерина Мечетина — подлинное украшение музыкального праздника. Выйдя на сцену, Екатерина узнала, что произведение, которое зазвучит через мгновенья, Александр Клевицкий посвящает ей, его первой исполнительнице. Приятная новость придала игре пианистки особый, очень личный, прочувствованный оттенок. На её виртуозном соло зал буквально перестаёт дышать, замирает после финальных аккордов и, спустя секунды, взрывается овациями, жаждая продолжения.
Но на очереди — антракт и обмен впечатлениями.
Второе отделение авторского концерта преподносит чудо вокального мастерства. Александр Клевицкий — уже хоровой автор. Его фантазия дарит мелодическое звучание стихам Баратынского «Были бури-непогоды» и стихотворению современного автора Татьяны Наумовой «Сбереги». На сцене три коллектива — Камерный хор Московской консерватории, Тульский государственный хор и Московский Международный Хор. Под мастерским управлением Александра Соловьёва многообразие голосов сливается в единую, стройную, обволакивающую гармонию a cappella.
Лирическое, восторженное настроение подхватывает третья премьера — концерт для валторны с оркестром «Зимняя сказка». Маэстро Клевицкий выходит на сцену. Он лично руководит рождением волшебства.
Из тёплого лета музыка уносит нас к новогодним чудесам. Перед глазами снег, пушистые лапы ёлок, звенящая лихая тройка оставляет следы на белизне сугробов. Из леса, прямо на встречу, выходит олень и звенящая морозная тишина наполняется его трубным гласом… Это играет на валторне блестящий музыкант всех жанров и многих инструментов Аркадий Шилклопер. Виртуоз придумал это соло вместе с автором. Оно будоражит и приводит в восторг. Зал безумствует, композитора и солиста не отпускают со сцены. Раздаются голоса: «Ещё, ещё!..»
Но впереди ещё много приключений. На сцене меняются воображаемые декорации, перемещая аудиторию из зимнего пейзажа в морскую стихию. На очереди кантата «Лети» — музыкальное воплощение бестселлера Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Притчу о птице, учившейся жизни и полёту, Александр Клевицкий интерпретировал, как оду свободе творчества. По залу разливается акустическая мощь. Палитра голосов Тульского хора, оркестр, орган, запевший под пальцами Евгении Кривицкой, сопрано Марии Челмакиной, фортепиано Александра Клевицкого и дирижёрское мастерство Александра Соловьёва делают исполнение подлинным торжеством искусства.
В приятное удивление приводит восторженный зал следующее событие вечера. Александр Клевицкий представил известную журналистку Елену Ямпольскую в ином амплуа. Председатель комитета Государственной думы по культуре пишет не только статьи и законы. Ей удаются и прекрасные стихи.
Композиторскую фантазию Александра Леонидовича зацепила поэма «Просыпается страна». Музыкальная версия получилась масштабной и органичной. Симбиоз трёх хоров и первоклассных профессионалов силантьевского оркестра, ведомых дирижёрской палочкой Александра Соловьёва, звучал искренно и возвышенно.
На десерт композитор приготовил нам настоящий гимн — «Гимн музыке». Это объяснение в любви делу, которому Александр Клевицкий посвящает жизнь. Торжественная песня требует присутствия на сцене почти всех участников гала-праздника. Композитор дирижирует. Он смешивает радостный коктейль, в котором голоса и инструменты сливаются в единую гармонию, а над ней парит сопрано Елены Терентьевой, вознося хвалу музыке и празднуя триумф искусства.
Зал не отпускает артистов со сцены. Цветы, пожелания, рукопожатия. Герой торжества благодарит публику за блеск глаз и тепло оваций. Очаровательная ведущая Галина Власёнок закрывает концерт.
После музыки вновь была сирень, счастливые улыбки и приятный гул голосов в консерваторском дворике, прогулка по влажному гравию Тверского бульвара, чувство полноценности летнего вечера и яркое послевкусие музыкального пира, на котором посчастливилось побывать.
Спасибо, маэстро Клевицкий!
Текст: Наталья Оганджанянц
Последние события
Конкурс Рахманинова начал приём заявок
Начался приём заявок на II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени Рахманинова, который пройдёт в Москве с 14 по 26 июня.
Здание Дагестанской филармонии отремонтируют
Власти Дагестана в будущем году приступят к восстановлению Дагестанской филармонии имени Мурадова. На ремонт, который продлится три года, потратят примерно полмиллиарда рублей.
Новый год с МГАСО
МГАСО в преддверии Нового года проведёт традиционный праздничный концерт. Коллектив под управлением Фабио Мастранджело выступит в Московской консерватории 30 декабря.