Стартовал второй тур конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

Дата публикации: 6 сентября 2021

Последнее время город Калининград нередко называют органной столицей России. И в этом нет никакого преувеличения: именно здесь в знаменитом Кафедральном соборе на острове Канта установлен самый большой в нашей стране органный комплекс, здесь каждый день проходят несколько органных концертов, и, наконец, именно здесь уже 22 года существует известный во всем музыкальном мире конкурс органистов, носящий имя Микаэла Таривердиева.
В 2021 году, когда отмечается 90 лет со дня рождения композитора, он уже в двенадцатый раз собирает под свои знамена молодых талантливых исполнителей со всего мира. Как это ни удивительно, но встречи этой не могла помешать даже пандемия — да, были определенные сложности, но организаторам удалось найти верное решение: в Гамбурге первый тур проводился по видеозаписям, в Канзасе большинство участников играли на сцене концертного зала, но учитывались и присланные записи, в Москве же состоялось очное прослушивание.
В результате на второй тур в Калининград прилетели 20 органистов из девяти стран, чтобы побороться за звание лауреата главный приз — прекрасного «Янтарного ангела». География участников чрезвычайно разнообразна, она даже шире, чем в «допандемийное» время: к уже таким привычным странам, как Россия, США, Беларусь, Германия, Польша, Чехия, Южная Корея добавились «дебютанты» — Бразилия и Южная Африка. Прежде чем начались прослушивания, в Кафедральном соборе состоялось торжественное открытие конкурса.
Официальная часть, которую вели арт-директор конкурса Вера Таривердиева и заслуженный артист РФ Алексей Гориболь, была короткой, но емкой: к публике обратился губернатор Калининградской области Антон Алиханов, который зачитал приветствие Президента РФ, а также прозвучало напутствие участникам конкурса председателя жюри Винфрида Бёнига, который сказал:
«Конкурс носит имя Микаэла Таривердиева и прославляет его, но вместе с тем, это праздник музыки, а не только соревнование. Наивысшей точкой радости любого конкурса является тот момент, когда вы забываете, что это соревнование и просто отдаетесь музыке, потому что она великолепна. Я хочу пожелать всем нам больше таких моментов».
А затем зазвучала Музыка. Программы, открывающие конкурс, всегда разные и всегда неожиданные, в них принимают участие выдающиеся музыканты и первоклассные коллективы. Нынешний концерт-открытие отличала особенно пронзительная лирическая интонация. В исполнении замечательных певиц солистки Большого театра Венеры Гимадиевой и солистки Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Натальи Петрожицкой, которые выступили в дуэте с пианистом Алексеем Гориболем, прозвучали вокальные циклы М.Таривердиева: «Акварели» на стихи средневековых японских поэтов, а стихи С. Кирсанова, Л. Мартынова, М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной.
В завершение концерта пианист А.Гориболь, скрипач С. Тростянский и виолончелист Р.Комачков исполнили фортепианное трио композитора — его последнее произведение. Прокомментировать выбор программы я попросила Веру Таривердиеву:
«Далеко не всегда на открытии звучит орган, у нас бывала и Венская академия без органа, и Кремерата-Балтика… Но в этот раз мы отмечаем 90 лет со дня рождения Микаэла Левоновича, и хотелось сделать программу, посвященную ему, и из той музыки, которая не так часто звучит, хотя и Трио до этого, конечно, исполнялось, и вокальные циклы пели выдающиеся певицы».
А на вопрос, какие надежды связаны с нынешним, 12 конкурсом, Вера Таривердиева ответила так:
«Надежда счастливых открытий есть на каждом конкурсе. Хотелось бы услышать интересные интерпретации, а еще всегда хочется дождаться нового Стайверса, новую Хироко Инноуэ, новую Ладу Лабзину, Екатерину Мельникову, Иветту Апкалну, Иштвана Матиаша — все это наши открытия, это наши близкие люди, и я жду таких открытий. Не только профессиональных, но и человеческих».
«Трудовые будни» конкурса начались уже на следующий день после открытия. Прослушивания второго тура проходили 4 и 5 сентября в зале Калининградской филармонии в кирхе Святого Семейства. Международному жюри, которое возглавил главный органист Кёльнского собора, глава кафедры католической церковной музыки Высшей школы музыки Кёльна Винфрид Бёниг, предстояло сделать непростой выбор — назвать имена всего шести финалистов. Поздно вечером 5 сентября вердикт жюри был вынесен: 7 сентября в Кафедральном соборе свои часовые сольные программы будут играть: российские органисты Елизавета Бородаева и Александр Патрушин, кореянка Аранг Пак, американцы Кэролин Крэйг, Эйдан Хилл и Тайлер Боэмер. А кто станет лауреатом конкурса и к кому улетит Янтарный ангел, станет известно только 8 сентября.
Текст: Ольга Кордюкова

Последние события

Байройтскому фестивалю сократят финансирование

Байройтскому фестивалю придётся экономить. Некоторые акционеры планируют сократить свою долю в капитале смотра почти вдвое.

Творческие связи укрепляются

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди из Таджикистана подписали меморандум о сотрудничестве.

Умерла Элеонора Маклакова

Народный художник России, автор костюмов для театра и кино Элеонора Маклакова ушла из жизни в возрасте 84 лет. Об этом сообщает телеграм-канал Школы-студии МХАТ.