Нестареющая «Аида». Полтора века на арене.

Дата публикации: 24 декабря 2021

Опера Верди «Аида» могла и не появиться. Композитор лишь после продолжительных раздумий согласился выполнить заказ египетского правителя и приступить к работе. 24 декабря исполняется 150 лет с момента премьеры этого шедевра в Каире.
Нестареющая «Аида». Полтора века на арене.
История создания «Аиды» начинается задолго до того, как композитор написал первые ноты произведения. В 1868 году хедив Египта попросил знаменитого итальянца написать новое сочинение по случаю готовящегося открытия театра в Каире, но получил отказ. Однако в 1870 году Верди всё-таки решил взяться за работу и запросил баснословный гонорар в сумме 30 тысяч долларов, что по нынешним ценам эквивалентно 200 тысячам в американской валюте. И все, что заказчик получил за свои немалые деньги это только одна копия партитуры и право первой постановки в Египте. Но хедив не торговался с Верди, потому как ставил на его гениальность, это во-первых. А во-вторых, правитель Египта был не только богат, но и амбициозен — после открытия Суэцкого канала он хотел превратить Каир в «маленький Париж», для чего ему нужен был большой оперный театр. Его открытие должно было стать ярким культурным событием, ознаменованным премьерой постановки на сюжет, связанный с историей Египта.
Автором сценария стал известный французский египтолог Франсуа Огюст Фердинан Мариет. Он использовал легенду (изложенную в расшифрованном им папирусе) из эпохи длительной борьбы фараонов древнего Египта против Нубии (Эфиопии). Сюжет понравился Верди, после чего он принялся сочинять «Аиду». Причем, он писал не только музыку, но и принимал самое активное участие в разработке сюжета, тщательно изучал историю и искусство древнего Египта.
Нестареющая «Аида». Полтора века на арене.
В итоге появилась опера с выразительными и запоминающимися мелодиями, а также величественными хорами и музыкальными номерами, сопровождающими танцевальные сцены. Роскошные декорации, богатый визуальный ряд и новейшая по тем временам машинерия должны были окончательно «добить» публику, которой пообещали грандиозное зрелище. Все с нетерпением ждали премьеры. Но она… сорвалась.
Из-за военных действий в Европе (Франко-Прусская война 1870–1871 годов) реквизит не был вовремя доставлен в Каир, а театр открылся постановкой «Риголетто». Премьера «Аиды» состоялась лишь 24 декабря 1871 года. Она стала по-настоящему триумфальной. Но самого Джузеппе Верди на представлении не было. Почему маэстро отказался прибыть в Каир на первое представление своей новой оперы? Одни источники пишут, что Верди не захотел сидеть в зале рядом с богатой публикой, другие — мол, устал от шумихи вокруг постановки. Выдвинем и свою версию. Возможно, Верди тяготило условие контракта, по которому мировая премьера «Аиды» должна была состояться в Каире. Но он выполнил обязательства и 8 февраля 1872 года лично руководил постановкой оперы в Милане. Известно, что маэстро считал «настоящей» премьерой «Аиды» спектакль именно в родной Италии.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

900 кинозалов переоборудуют в малых населенных пунктах России

Обновление и переоборудование кинозалов в населённых пунктах России численностью до 50 тысяч человек стартует в январе. С 2025 по 2030 годы планируют открыть 900 кинозалов в малых населённых пунктах.

Оркестр «Метелица» выступит в Капелле Петербурга

Оркестр русских народных инструментов «Метелица» выступит 29 декабря в Капелле Петербурга с программой «Опять 35!». Вечер посвящён 35-летию коллектива и наступающему Новому году.

Россия и Казахстан подписали план культурных событий к юбилею Победы

Главы Минкультуры России и Казахстана обсудили план совместных событий к 80-летию Победы. Программа включает в себя выставки, кинопоказы, театральный фестиваль, конференции и мастер-классы.