ICMA 2022 — комментарий к списку номинантов
Дата публикации: 18 ноября 2021
В этом году единственная независимая международная премия в области академической музыки — International Classical Music Awards (ICMA) вручалась в 11-й раз. Церемония и гала-концерт лауреатов прошли в конце июня в лучшем концертном зале столице княжества Лихтенштейн — города Вадуц. Радио «Орфей» транслировало запись этого концерта, ставшего одной из кульминаций европейского сезона.
А тем временем в разгаре голосование по премиям следующего года, и его первый промежуточный итог — обнародование списка номинантов премии ICMA 2022. Это своего рода лонг-лист, демонстрирующий разнообразие музыкальных вкусов, творческих подходов, композиторских и исполнительских персоналий в сфере звукозаписи классической музыки. Само по себе включение в этот престижный список — знак признания для любого лейбла, музыкального коллектива или солиста.
Сначала — статистика. На премию 2022 номинированы 377 релизов (в прошлом году их было на 12 меньше). Они представляют 129 разных лейблов (на 7 больше, чем год назад). Многие фирмы звукозаписи, оркестры, камерные ансамбли и солисты вошли в число номинантов впервые — в этом проявляется одна из важных миссий премии, стремящейся открывать новые имена в мире музыки.
Теперь о новациях. В этом году в ICMA исчезла категория «Лучшая коллекция», зато появилась новая номинация — «Премьера». Среди претендентов на награды на этом этапе — записи неизвестных опер Сальери, Керубини, Франка, Иоганна Штрауса-сына, другие редкости и первые исполнения.
По традиции, одно из лидирующих мест среди номинантов ICMA занимает отечественная музыка. Речь не только о нашем флагманском лейбле «Мелодия» (о нем речь впереди), но, прежде всего, о российских композиторах, оркестрах, дирижерах, хоровых и камерных коллективах, певцах, солистах-инструменталистах — а также артистах из бывшего СССР. И хотя в силу объективных сложностей они представлены чуть менее многообразно, чем в прошлом, поистине триумфальном году, список выглядит очень солидно.
Мощно выглядит отечественная школа в симфонической, концертной и родственных им номинациях (прежде всего «Assorted», где рассматриваются объединенные в одном релизе произведения различных жанров или авторов разных эпох).
Вторую молодость и прекрасную творческую форму демонстрирует великий дирижер Дмитрий Китаенко, чьи релизы по традиции становятся фаворитами либо выигрывают состязание — как год назад. На сей раз на премию номинирован новый диск маэстро с кёльнским оркестром Гюрцених и сочинениями Александра Скрябина — Второй симфонией и «Поэмой экстаза».
Помимо мэтра, в симфонической категории представлены записи Владимира Юровского («Альпийская симфония» Рихарда Штрауса с оркестром Берлинского радио), Василия Петренко (27-я симфония Мясковского и 6-я Прокофьева с Симфоническим оркестром Осло), Теодора Курентзиса (7-я бетховенская симфония с оркестром MusicAeterna). Посмертную запись Мариса Янсонса — 6-ю симфонию Брукнера — выпустил Симфонический оркестр Баварского радио, а уроженец Омска Кирилл Петренко записал с оркестром Баварской Государственной оперы сложнейшую 7-ю симфонию Малера.
Пропагандист современной музыки Гидон Кремер исполнил Скрипичный концерт Вайнберга, а родившаяся в Кишиневе скрипачка Патриция Копачинская, не менее бескомпромиссная в творчестве, выпустила диск с современными сочинениями. Даниил Трифонов и оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева представляют новый альбом с произведениями Скрябина, Стравинского и Прокофьева, пианист Александр Мельников — записи концертов Брамса и Бетховена, а также скрипичных сонат Моцарта (в дуэте с Изабель Фауст), скрипач Вадим Глузман — концерты Шнитке и Бетховена. В состязание за лучшую трактовку бетховенского скрипичного концерта вступила и Алена Баева, выпустившая свою версию.
В этом году произошло знаменательное событие: в номинации «Современная музыка» Россию представляет молодой композитор Настасья Хрущева (диск «Нормальная музыка», исполнители — Opensoundorсhestrа под управлением Станислава Малышева, издание фирмы «Мелодия»). В этой же номинации в лонг-лист вошли записи сочинений Эдисона Денисова, Елены Фирсовой, Валентина Сильвестрова, Софии Губайдулиной и Арво Пярта.
Очень приятно видеть наших музыкантов и в камерной категории: «Брамс-трио» записало новый диск из истории русского фортепианного трио (редко звучащие произведения Римского-Корсакова, Кюи и Бородина), а всемирно известный скрипач Дмитрий Ситковецкий со своим трио вошел в число номинантов с французской программой: сочинения Равеля и Сен-Санса. В этой же камерной номинации привлекают внимание релизы произведений Хандошкина и Шнитке, записанные иностранными артистами.
Традиционно сильно выглядят российская и советская исполнительская школа в целом в сольной номинации — пианисты Иван Бессонов, Бехзод Абдураимов, Андрей Гаврилов, Игорь Левит, скрипачи Сергей Малов, Алина Ибрагимова, Илья Грингольц.
В категории «Видеозаписи» обращает на себя внимание яркий российский дуэт в спектакле Парижской оперы — «Снегурочка» Римского-Корсакова: певица Аида Гарифуллина и дирижер Михаил Татарников — и, конечно же, еще один звездный дуэт: Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов в опере Джордано «Андре Шенье».
Продолжая оперную тему, отметим Альбину Шагимуратову в записи малоизвестной оперы Доницетти «Пария», а также новую версию «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова под управлением известного польского маэстро Лукаша Боровича с командой отечественных певцов: Антонина Весенина, Ярослав Петряник и другие. В этой же категории представлена раритетная запись оперы Верди «Бал-маскарад» с участием великого Дмитрия Хворостовского.
Лауреат премии «Чистый звук» молодой дирижер Иван Никифорчин и его коллектив «Академия русской музыки» попали в лонг-лист ICMA 2022 в хоровой категории с собранием хоров Анатолия Лядова. В числе номинантов здесь также русская духовная музыка, сочинения Арво Пярта и Альфреда Шнитке.
Как всегда, российские музыканты задают тон в категории «Лучшая историческая запись». Это, прежде всего, раритетные релизы фирмы «Мелодия»: шубертовский диск Елизаветы Леонской, произведения Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова в исполнении Гидона Кремера, Татьяны Гринденко, Михаила Мунтяна и ансамбля солистов под управлением Юрия Башмета, а также запись ленинградского концерта Питера Пирса и Бенджамина Бриттена. Среди релизов других лейблов в исторической категории выделяются: собрание опер Мусоргского в исполнении артистов Большого театра и «Реквием» Верди под управлением Риккардо Мути с участием великого певца Евгения Нестеренко.
Жемчужиной вокальной номинации выглядит релиз фирмы «Мелодия» — «Песни для Майи»: записи колыбельных разных стран и эпох в исполнении оперной дивы Ольги Перетятько и выдающегося концертмейстера Семена Скигина. Этот диск посвящен новорожденной дочери певицы.
Мы поздравляем наших коллег, всех российских музыкантов с блестящим выступлением на предварительном этапе конкурса и надеемся увидеть многих из них в числе лауреатов премии ICMA 2022.
Со списком номинантов можно ознакомиться на сайте премии.
Последние события
900 кинозалов переоборудуют в малых населенных пунктах России
Обновление и переоборудование кинозалов в населённых пунктах России численностью до 50 тысяч человек стартует в январе. С 2025 по 2030 годы планируют открыть 900 кинозалов в малых населённых пунктах.
Оркестр «Метелица» выступит в Капелле Петербурга
Оркестр русских народных инструментов «Метелица» выступит 29 декабря в Капелле Петербурга с программой «Опять 35!». Вечер посвящён 35-летию коллектива и наступающему Новому году.
Россия и Казахстан подписали план культурных событий к юбилею Победы
Главы Минкультуры России и Казахстана обсудили план совместных событий к 80-летию Победы. Программа включает в себя выставки, кинопоказы, театральный фестиваль, конференции и мастер-классы.