ICMA 2022 — комментарий к списку номинантов

Дата публикации: 18 ноября 2021

В этом году единственная независимая международная премия в области академической музыки — International Classical Music Awards (ICMA) вручалась в 11-й раз. Церемония и гала-концерт лауреатов прошли в конце июня в лучшем концертном зале столице княжества Лихтенштейн — города Вадуц. Радио «Орфей» транслировало запись этого концерта, ставшего одной из кульминаций европейского сезона.
А тем временем в разгаре голосование по премиям следующего года, и его первый промежуточный итог — обнародование списка номинантов премии ICMA 2022. Это своего рода лонг-лист, демонстрирующий разнообразие музыкальных вкусов, творческих подходов, композиторских и исполнительских персоналий в сфере звукозаписи классической музыки. Само по себе включение в этот престижный список — знак признания для любого лейбла, музыкального коллектива или солиста.
Сначала — статистика. На премию 2022 номинированы 377 релизов (в прошлом году их было на 12 меньше). Они представляют 129 разных лейблов (на 7 больше, чем год назад). Многие фирмы звукозаписи, оркестры, камерные ансамбли и солисты вошли в число номинантов впервые — в этом проявляется одна из важных миссий премии, стремящейся открывать новые имена в мире музыки.
Теперь о новациях. В этом году в ICMA исчезла категория «Лучшая коллекция», зато появилась новая номинация — «Премьера». Среди претендентов на награды на этом этапе — записи неизвестных опер Сальери, Керубини, Франка, Иоганна Штрауса-сына, другие редкости и первые исполнения.
По традиции, одно из лидирующих мест среди номинантов ICMA занимает отечественная музыка. Речь не только о нашем флагманском лейбле «Мелодия» (о нем речь впереди), но, прежде всего, о российских композиторах, оркестрах, дирижерах, хоровых и камерных коллективах, певцах, солистах-инструменталистах — а также артистах из бывшего СССР. И хотя в силу объективных сложностей они представлены чуть менее многообразно, чем в прошлом, поистине триумфальном году, список выглядит очень солидно.
Мощно выглядит отечественная школа в симфонической, концертной и родственных им номинациях (прежде всего «Assorted», где рассматриваются объединенные в одном релизе произведения различных жанров или авторов разных эпох).
Вторую молодость и прекрасную творческую форму демонстрирует великий дирижер Дмитрий Китаенко, чьи релизы по традиции становятся фаворитами либо выигрывают состязание — как год назад. На сей раз на премию номинирован новый диск маэстро с кёльнским оркестром Гюрцених и сочинениями Александра Скрябина — Второй симфонией и «Поэмой экстаза».
Помимо мэтра, в симфонической категории представлены записи Владимира Юровского («Альпийская симфония» Рихарда Штрауса с оркестром Берлинского радио), Василия Петренко (27-я симфония Мясковского и 6-я Прокофьева с Симфоническим оркестром Осло), Теодора Курентзиса (7-я бетховенская симфония с оркестром MusicAeterna). Посмертную запись Мариса Янсонса — 6-ю симфонию Брукнера — выпустил Симфонический оркестр Баварского радио, а уроженец Омска Кирилл Петренко записал с оркестром Баварской Государственной оперы сложнейшую 7-ю симфонию Малера.
Пропагандист современной музыки Гидон Кремер исполнил Скрипичный концерт Вайнберга, а родившаяся в Кишиневе скрипачка Патриция Копачинская, не менее бескомпромиссная в творчестве, выпустила диск с современными сочинениями. Даниил Трифонов и оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева представляют новый альбом с произведениями Скрябина, Стравинского и Прокофьева, пианист Александр Мельников — записи концертов Брамса и Бетховена, а также скрипичных сонат Моцарта (в дуэте с Изабель Фауст), скрипач Вадим Глузман — концерты Шнитке и Бетховена. В состязание за лучшую трактовку бетховенского скрипичного концерта вступила и Алена Баева, выпустившая свою версию.
В этом году произошло знаменательное событие: в номинации «Современная музыка» Россию представляет молодой композитор Настасья Хрущева (диск «Нормальная музыка», исполнители — Opensoundorсhestrа под управлением Станислава Малышева, издание фирмы «Мелодия»). В этой же номинации в лонг-лист вошли записи сочинений Эдисона Денисова, Елены Фирсовой, Валентина Сильвестрова, Софии Губайдулиной и Арво Пярта.
Очень приятно видеть наших музыкантов и в камерной категории: «Брамс-трио» записало новый диск из истории русского фортепианного трио (редко звучащие произведения Римского-Корсакова, Кюи и Бородина), а всемирно известный скрипач Дмитрий Ситковецкий со своим трио вошел в число номинантов с французской программой: сочинения Равеля и Сен-Санса. В этой же камерной номинации привлекают внимание релизы произведений Хандошкина и Шнитке, записанные иностранными артистами.
Традиционно сильно выглядят российская и советская исполнительская школа в целом в сольной номинации — пианисты Иван Бессонов, Бехзод Абдураимов, Андрей Гаврилов, Игорь Левит, скрипачи Сергей Малов, Алина Ибрагимова, Илья Грингольц.
В категории «Видеозаписи» обращает на себя внимание яркий российский дуэт в спектакле Парижской оперы — «Снегурочка» Римского-Корсакова: певица Аида Гарифуллина и дирижер Михаил Татарников — и, конечно же, еще один звездный дуэт: Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов в опере Джордано «Андре Шенье».
Продолжая оперную тему, отметим Альбину Шагимуратову в записи малоизвестной оперы Доницетти «Пария», а также новую версию «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова под управлением известного польского маэстро Лукаша Боровича с командой отечественных певцов: Антонина Весенина, Ярослав Петряник и другие. В этой же категории представлена раритетная запись оперы Верди «Бал-маскарад» с участием великого Дмитрия Хворостовского.
Лауреат премии «Чистый звук» молодой дирижер Иван Никифорчин и его коллектив «Академия русской музыки» попали в лонг-лист ICMA 2022 в хоровой категории с собранием хоров Анатолия Лядова. В числе номинантов здесь также русская духовная музыка, сочинения Арво Пярта и Альфреда Шнитке.
Как всегда, российские музыканты задают тон в категории «Лучшая историческая запись». Это, прежде всего, раритетные релизы фирмы «Мелодия»: шубертовский диск Елизаветы Леонской, произведения Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова в исполнении Гидона Кремера, Татьяны Гринденко, Михаила Мунтяна и ансамбля солистов под управлением Юрия Башмета, а также запись ленинградского концерта Питера Пирса и Бенджамина Бриттена. Среди релизов других лейблов в исторической категории выделяются: собрание опер Мусоргского в исполнении артистов Большого театра и «Реквием» Верди под управлением Риккардо Мути с участием великого певца Евгения Нестеренко.
Жемчужиной вокальной номинации выглядит релиз фирмы «Мелодия» — «Песни для Майи»: записи колыбельных разных стран и эпох в исполнении оперной дивы Ольги Перетятько и выдающегося концертмейстера Семена Скигина. Этот диск посвящен новорожденной дочери певицы.
Мы поздравляем наших коллег, всех российских музыкантов с блестящим выступлением на предварительном этапе конкурса и надеемся увидеть многих из них в числе лауреатов премии ICMA 2022.
Со списком номинантов можно ознакомиться на сайте премии.

Последние события

Проект «Композиторские читки» ищет молодых авторов

Союз композиторов России объявляет приём заявок на проект «Композиторские читки. Хор». Прошедшие отбор молодые авторы напишут пьесы для ансамбля Intrada, а коллектив исполнит их в ДК Рассвет.

Открыт приём заявок на симфонический конкурс для композиторов

Международный симфонический конкурс молодых композиторов стран СНГ имени Огинского пройдёт с 10 по 20 июня в белорусском городе Молодечно.

Московская филармония завершает цикл, посвящённый творчеству Стравинского

Заключительный вечер цикла «Весь Стравинский» состоится в Московской филармонии 29 мая. Серия концертов знакомит слушателей со всеми сочинениями композитора в хронологическом порядке.