Нам школы не надо — природой возьмём
Дата публикации: 27 сентября 2019
XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, который завершился в Петербурге 13 сентября, показал, что молодым российским вокалистам по-прежнему не хватает исполнительской техники, зато, как и раньше, природных данных хоть отбавляй. Из Петербурга репортаж корреспондента радио «Орфей».
По Бетховенскому фойе филармонии, почти безлюдному, где по случаю Конкурса Образцовой разместилась фотовыставка с большими портретами примадонны, бродит сухопарый седой старичок. Шаркая ногами, он переходит от одного снимка к другому, вглядывается в лицо Елены Васильевны, наклоняется и, шевеля губами, силится прочитать подписи, поясняющие в какой из оперных ролей запечатлена великая певица. Затем дедушка выпрямляется, пытается осенить себя крестным знамением, но, перенеся уже было руку от живота к правому плечу, вдруг передумывает и дрожащим тенорком, фальшиво, зато от души затягивает Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин: «Я люблю тебя, я люблю тебя…»

(Фотовыставка «Елена Образцова. Мои любимые роли». Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы)
В это же самое время в одной из соседних комнат жюри конкурса думает, как распределить призовые места. Обсуждение затягивается часа на полтора. Мэтрам приходится решать непростую задачу. Если бы в этом состязании был явный лидер, он стал бы некоей точкой отсчёта. Но уровень всех участников, хотя и крепкий, но уж очень средний.

Незадолго до начала третьего тура жюри встретилось с журналистами и морально подготовило к тому, что вот-вот должно прозвучать со сцены. Общую тональность небольшой пресс-конференции задала народная артистка России Лариса Гергиева, которая 20 лет назад придумала и организовала этот конкурс как подарок Елене Образцовой на 60-летие, и с тех пор Лариса Абисаловна — постоянный член жюри состязания: «Оставляет желать лучшего вопрос стиля, произношения. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята относились к этому более внимательно. Обязательно нужен ментор, коуч, преподаватель, который со стороны может сказать, как ты сейчас звучишь, какие у тебя недостатки и над чем надо работать».

Полностью поддержала это мнение народная артистка Советского Союза, звезда оперной сцены Маквала Касрашвили: «Конечно, мне бы хотелось увидеть ещё более высокий уровень подготовки молодых певцов, которые удивляли бы не только прекрасными голосами, но и своим умением, мастерством, владением техникой. Певец без ума — ещё не певец. Ведь, помимо голоса и данных, нужна ещё голова и критическое отношение к себе. Когда вокалист решает принять участие в столь масштабном конкурсе, он должен быть во всеоружии, чтобы максимально полно раскрыться на сцене».
Народная артистка России Ольга Бородина, впервые работающая в жюри Конкурса Образцовой, попыталась возразить старшим коллегам, но без особого напора и лаконично. Да и трудно что-либо сказать в оправдание участникам состязания. За любым из международных вокальных конкурсов теперь можно следить с закрытыми глазами, игнорируя объявления ведущих: если при весьма средних голосовых данных певца слышно неплохую или даже хорошую школу бельканто, то на сцене, скорее всего, представитель азиатских стран — Монголии или Китая. А богатейшая природа, помноженная на невероятные силу и здоровье, при явных проблемах в постановке голоса и культуре звука — верные признаки «наших» конкурсантов.

Оперный продюсер Алессандро Ариози, владелец агентства Ariosi Management, в частной беседе с корреспондентом радио «Орфей» выразил недовольство тем, как звучал итальянский язык конкурсантов: «Они должны учиться хорошему произношению, стилю. Это абсолютно необходимо. Не знаю, есть ли здесь достойные учителя, способные им помочь. Но если у тебя правильное произношение, то и голос зазвучит хорошо».
Конкурсная программа третьего тура предусматривает исполнение двух арий в сопровождении симфонического оркестра. Но для экономии времени участники поют только по одному произведению. К тому же в финал допускают не 15 человек, как это установлено регламентом, а только 11.

Большой зал почти полон публики. Она тепло приветствует участников. Иногда, кажется, слишком — выступление Эльзы Исламовой два раза прерывают бурными аплодисментами и криками «Браво!» Впрочем, слушателей понять можно: сцену и гавот Манон из одноимённой оперы Жюля Массне услышишь на концертах не часто, а лукавый француз снабдил своё сочинение такими каденциями, что не сразу сообразишь — то ли часть гавота закончилась, то ли весь номер целиком, и уже пришла пора хлопать от души.
Тем временем в YouTube, где шла трансляция тура, между зрителями в чате разразились баталии — в обсуждении выступлений конкурсантов страсти было, пожалуй, больше, чем на самой сцене Большого зала Петербургской филармонии. Кто-то делал ставки на то, что в этом конкурсе гран-при не будет. И не ошибся. Главный приз не присудили никому.
Первой же премией и полумиллионом рублей наградили выпускника ГИТИСа Дзамболата Дулаева. Теперь он мечтает поработать в каком-нибудь европейском театре, набраться зарубежного опыта: «Самым сложным на конкурсе было показать всё, чему научился за эти годы, донести суть произведений, показать мастерство».
Вторую премию и 350 тысяч вручили солисту оперного театра (студии) при Московской консерватории Сергею Севастьянову. Третья премия, 250 тысяч рублей, приз зрительских симпатий и специальный приз радио «Орфей»(открывается в новом окне) достались Оксане Секериной (Майоровой). Она довольна результатом: «Нельзя никогда быть уверенным ни в чём — могут вмешаться любые третьи силы: болезнь, какой-то случай. Это всегда рулетка. Но я очень счастлива».
XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, прошедший в Санкт-Петербурге с 6 по 13 сентября, стал историей. Имена победителей предыдущих состязаний — Ильдара Абдразакова, Юлии Лежневой и других — известны во всём мире, их записи звучат в эфире радио «Орфей». Как знать, может быть, участники и лауреаты нынешнего конкурса когда-нибудь добьются таких же высот, каких достигли их предшественники.
Текст: Андрей Ноздреватых
Фото: Леонид Торопов
Специальные призы и награды XII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
«За лучшее исполнение произведения из репертуара Елены Образцовой»: Мария Солдатенкова (Россия)
Специальная премия от председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова: Леонтий Сальенский (Россия)
«Лучший концертмейстер конкурса»: Алсу Барышникова, Елизавета Дмитриева
Специальная премия от Академии молодых оперных певцов Мариинского театра «Лучший концертмейстер конкурса»: Мария Чернова
Специальная премия Культурного центра Елены Образцовой: Анна Кучерявый (Молдова)
Специальная премия Благотворительного фонда Елены Образцовой: Станислав Ли (Казахстан)
«За лучшее исполнение камерного вокального произведения русского композитора XIX–XX веков»: Дзамболат Дулаев (Россия)
«За лучшее исполнение камерного вокального произведения западноевропейского композитора XIX–XX веков»: Сергей Севастьянов (Россия)
«За лучшее исполнение арии из оперы итальянского композитора XVIII–XIX веков»: Азат Малик (Казахстан-Венгрия)
Специальные премии Международного фонда «Серж Меценат» Монголия: «За лучшее исполнение русской музыки зарубежным певцом»: Анна Кучерявый (Молдова)
«Лучший баритон конкурса»: Азат Малик (Казахстан-Венгрия)
Специальная премия «Чистый голос», учреждённая компанией «Барон» (Франция), производитель препарата «Гомеовокс»: Акылбек Пиязов (Узбекистан)
Специальный приз — выступление в спектакле Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: Сергей Кузьмин (Россия)
Специальный приз — выступление в спектакле Московского театра «Новая опера»: Сергей Кузьмин (Россия)
Специальный приз — выступление в спектакле Московского театра «Геликон-опера»: Акылбек Пиязов (Узбекистан)
Специальный приз от дизайнера одежды Елены Образцовой Клавдии Завьяловой: Оксана Секерина (Майорова) (Россия)
Последние события
Путин поручил создать группу по сохранению памятников культуры
Владимир Путин поручил администрации президента до 1 октября создать межведомственную рабочую группу для повышения эффективности мер по сохранению объектов культурного наследия народов страны.
Продлён прием заявок на гранты Мэра Москвы
Приём заявок на гранты Мэра Москвы продлён до 20 августа. Программа позволяет компенсировать до 100% стоимости обучения в ведущих столичных вузах культуры и искусства.
Театр «У Никитских ворот» объявил планы на сезон
Театр «У Никитских ворот» в новом сезоне представит 10 премьер, среди которых постановки по Булгакову, Платонову, Шекспиру, а также первое в России музыкально-поэтическое шоу о Стиве Джобсе.