Командовать «Парадом» будет Эрик Сати
Дата публикации: 18 мая 2022
«Удивите меня»! — командным голосом, как на параде, часто требовал от своего окружения Сергей Дягилев. 18 мая 1917 года на сцене театра Шатле в Париже все произошло буквально — в этот день труппа «Русский балет» показала премьеру спектакля «Парад».
Респектабельная публика находилась в ожидании большого скандала, но непременно высокой художественной пробы. Имена авторов постановки заставляли предвкушать нечто из ряда вон выходящее: это непредсказуемый композитор Эрик Сати, с его нестабильной психикой, «геометрический мазила и пачкун» Пабло Пикассо, низвергатель традиций русского балета Леонид Мясин и главный модник 20 века Жак Кокто, придумавший либретто, которого, по большому счету, в спектакле и не было.
Сюжет на занавесе нарисовал Пикассо. Увиденное наводило на мысль о вечеринке с участием арлекинов, клоунов и «балаганного» народа. Уличный цирк — обычное явление в Париже, поэтому зрители с облегчением выдохнули.
Первые аккорды мрачной увертюры насторожили. И Сати снова всех разыграл: звуки, «напоминавшие импровизированный деревенский оркестрик», стали сопровождаться жуткими шумами работающих динамо-машин, завывающих сирен, мчащих по рельсам экспрессов, гудящих аэропланов, стрекочущих пишущих машинок — все эти и многие другие не менее возмутительные разновидности назойливого грохота обрушились на уши напуганной аудитории. На какофонию вдобавок накладывалось ритмичное топанье ногами. Ближе к концу публика, почувствовав себя обманутой в ожиданиях и оскорблённой, вскочила на ноги, угрожая антрепренеру, постановщику, а также Пикассо и его друзьям…
На самом деле Дягилев не грезил провокацией. Он задумал «Парад» как балет-презентацию современного искусства с хореографией, резко отличной от сочинений Фокина и Нижинского, с музыкой, не похожей ни на Стравинского, ни на Рихарда Штрауса. Сати действительно со временем стали называть первооткрывателем таких направлений в музыке, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм, джаз, эмбиент, авангард и минимализм. Кстати, нынешняя респектабельная публика на постановке «Парада» вряд ли бы стала топать, даже если бы и ничего не поняла из увиденного…
Текст: Ирина Столярова
Последние события
ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса
Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.
Первая жертва парижских забастовок
Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.
Праздники с Хором Минина
Хор Минина завершит 2024 год двумя концертами, программа которых посвящена Рождеству и Новому году. А в дни январских каникул состоится экскурсия с мини-концертом в Усадьбе Прове-Калиш.