Транссибирский Арт-фестиваль. «Золотые звуки серебряного века»
Дата публикации: 31 марта 2022
Тёплую атмосферу музыкально-поэтического вечера в холодном Новосибирске создали артист театра и кино Вениамин Смехов и пианистка Басиния Шульман, исполнив музыку и стихи одного из самых ярких периодов в истории мирового искусства.
Мечты, надежды, разочарования, любовь и юмор — все эти краски эмоций и переживаний испытала новосибирская публика на музыкально-поэтическом вечере «Золотые звуки Серебряного века» в зале имени Арнольда Каца в рамках Девятого Транссибирского Арт-фестиваля. Партию фортепиано исполнила лауреат международных конкурсов, ученица Элисо Вирсаладзе — Басиния Шульман. А в роли чтеца — наш знаменитый актёр, один из корифеев легендарной любимовской Таганки — Вениамин Смехов.
Вениамин Смехов: «Сегодняшнюю программу мы уже отрепетировали в Москве. Тем не менее, перед выступлением в Новосибирске мы очень волновались, потому что это знаковое место и для музыкантов, и для артистов. Я уже выступал на этой сцене год назад и был подготовлен к чуткости и внимательности здешней публики. Поэтому постарался все свои переживания спрятать. А вот Бася очень волновалась перед концертом, даже не хотела говорить ни о чём постороннем. Но ей очень идёт волнение, мне кажется, это добавляет нужную эмоцию в само действие. Зал имени Каца божественный, и я рад, что сегодня, вопреки всем печалям нашего времени, пришло такое огромное количество слушателей».
Вечер прошёл буквально на одном дыхании, без антракта. Задумчивые, проникновенные звуки прелюдии Рахманинова в начале концерта мягко и аккуратно погружают публику в атмосферу Серебряного века. Наверное, у каждого из нас есть такие воспоминания, которые, сколько бы лет не прошло, отзываются внутри странным щемящим чувством. Светло и нежно об этом вспоминать, но, в то же время, и жаль, потому что уже нет шанса вернуть прошлое, словно что-то важное ушло навсегда и никогда не вернётся. Эта эмоция, рождённая музыкой Сергея Васильевича, продолжается в стихах Блока, Брюсова под аккомпанемент ноктюрна Шопена и романса Глиэра. Но затем, из туманных грёз прошлого в шумное настоящее нас возвращает прелюдия Гершвина, и вот уже звучат чеканные рифмы Маяковского в сопровождении таких же импульсивных аккордов Прокофьева и Шостаковича. Словно гудок сигналящей машины, который вдруг резко прерывает наши мечтательные размышления, и вокруг — снова суета и нервность окружающей реальности. Ну, а дальше, конечно же, знаменитое письмо Лиличке, в очередной раз заставляющее нас удивляться тому, как нежно и трепетно мог любить этот довольно жёсткий человек, совсем непохожий внешне на мечтателя-романтика.
Басиния Шульман: «У меня очень большой опыт музыкально-литературных постановок. Я уже понимаю, как нужно всё делать с самого начала, чтобы как раз получилось единая линия всего действия, чтобы музыка плавно перетекала в слово и наоборот. Уже на фазе подготовки мы понимаем, как всё будет развиваться. От меня требуется главное — внимательно слушать Вениамина Борисовича, чтобы вовремя вступить, вовремя подхватить какую-то эмоцию или, наоборот, где-то уйти в тишину, смотреть, как крайняя строка стихотворения, например, соотносится с музыкальной фразой и так далее. Стихи — это ведь тоже музыка. Но, чтобы всё соединилось в единое целое, нужно много репетиций, такой спектакль требует хорошей подготовки. С Вениамином Борисовичем мы работаем не в первый раз, у нас уже есть большой проект по „Мастеру и Маргарите“ Бродского. Но сегодняшний вечер, на мой взгляд, получился лучше всего, на едином дыхании. Мне самой очень нравятся все эти стихи, особенно в прочтении Вениамина Борисовича. Работать с ним — одно удовольствие. Он прекраснейший, очень интеллигентный человек, большой профессионал».
Очень интересно выстроена драматургия спектакля. Поэзия и музыка выступают, как два равноправных участника действия. Звуки инструмента и голос артиста то сплетаются воедино, то расходятся, периодически уступая место друг другу. Их диалог прерывают только нетерпеливые аплодисменты публики, после финала какого-нибудь особенно эмоционального произведения.
Вениамин Смехов: «Есть такое святое слово в музыке — контрапункт. Мы постарались использовать его значение в нашем спектакле. Басиния умеет следовать как пианистка за тем, кого уважает, в данном случае, — за мной. Можно сказать, что, в большей степени, именно она — главный идейный организатор этого спектакля. Нас, кстати, познакомил мой друг по вахтанговской школе Леонид Каневский. Басиния Шульман сочетает в себе великолепные качества. Сегодня вы видели, как она прекрасно исполняла труднейшие музыкальные произведения. К тому же, она умеет ещё и замечательно чувствовать взаимодействие фортепианной партии и слова. Для меня это очень увлекательная работа, много интересного происходит, когда соединяются поэзия и музыка».
Оттенок философских размышлений добавили в спектакль стихи Пастернака и Гумилёва, очень органично переплетаясь с произведениями Шопена и Скрябина. Здесь музыка, как и стихи имеет несколько уровней восприятия для тех, кто умеет читать и слушать между строк, кто как Борис Леонидович во всём стремится «дойти до самой сути». А вот нотку юмора и хлёсткого сарказма в этот вечер привнесли строки Саши Чёрного, по-актёрски талантливо прочитанные Вениаминов Смеховым. В дальние странствия приглашали новосибирскую публику стихи Мандельштама и Северянина, под музыку известного романса Рахманинова вдруг возникал сладкий запах сирени, напоминая о скором цветущем мае, а завершило вечер возвышенное полное светлого чувства «Посвящение» Шумана в обработке Листа, после чего благодарная публика ещё долго не отпускала артистов со цены бурными аплодисментами.
Басиния Шульман: «О Транссибирском фестивале могу сказать только самые замечательные эпитеты. Я очень много лет знаю Вадима Репина, мы с ним когда-то давно даже играли вместе. Я безмерно уважаю его не только как музыканта, но и как организатора, на мой взгляд, одного из лучших музыкальных проектов в мире. Здесь великолепная организация, зал, публика. Я влюблена в Новосибирск, и надеюсь бывать здесь теперь чаще, потому что творческий музыкальный дух этого города очень силён».
31 марта в Новосибирске выступят художественный руководитель Транссибирского фестиваля скрипач Вадим Репин, виолончелист Нарек Ахназарян и профессор Парижской консерватории пианист Итамар Голан. В программе музыка Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича.
Текст — Марина Сёмина
Последние события
ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса
Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.
Первая жертва парижских забастовок
Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.
Праздники с Хором Минина
Хор Минина завершит 2024 год двумя концертами, программа которых посвящена Рождеству и Новому году. А в дни январских каникул состоится экскурсия с мини-концертом в Усадьбе Прове-Калиш.