Транссибирский фестиваль. «Ван Гог. Письма к брату»

Дата публикации: 2 апреля 2022

«Мне хотелось бы, чтобы вы принимали меня таким, каков я есть» — с жизнью одинокого гениального художника, Винсента Ван Гога, которого все считали чудаком, познакомили новосибирскую публику ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета и актёр театра и кино, народный артист России Евгений Миронов.
Премьера спектакля «Ван Гог. Письма к брату» прошла в театре Наций несколько лет назад. С тех пор история о безумном рыжем художнике, которого понимал и поддерживал только родной брат, полюбилась публике. И сегодня знаменитый спектакль впервые прошёл на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца в Новосибирске в рамках Транссибирского Арт-фестиваля. Неизменные исполнители спектакля — ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета и актёр театра и кино, художественный руководитель театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Транссибирский фестиваль. «Ван Гог. Письма к брату»
Евгений Миронов: «Ван Гог — с юных лет мой любимый художник, я видел его картины во многих музеях мира, в том числе, в Амстердаме, но писем до определённого времени не читал. Великий литовский режиссёр Эймунтус Някрошюс как-то однажды сказал мне: „почитай письма Ван Гога“, как я понял тогда, на предмет новой постановки. Но его, к сожалению, не стало, мы не успели с ним сделать эту работу, а письма лежали у меня на столе. И, когда ко мне обратилась Ирина Александровна Антонова, директор Пушкинского музея, с просьбой сделать какой-нибудь проект на „Декабрьских вечерах“ Рихтера, я открыл эти письма и не мог оторваться. Я и смеялся, и рыдал. Мне открылся совершенно иного масштаба именно человек, не только художник. Я даже не предполагал всех тонкостей, Ван Гог оказался настоящим философом. Настолько искренни, глубоки и пронзительны его письма, затрагивающие разные темы, включая Бога, мироздание, тему художника и власти. Всё это вызвало во мне неожиданные мысли — какой сформировавшийся, интересный человек! Я подумал, как же несправедливо сложилась судьба, что он был абсолютно одинок, что никто, кроме брата, не мог его даже выслушать, понимаете? За этой оболочкой достаточно брутального бородатого рыжего мужика скрывалась очень тонкая интеллигентная душа».
В письмах Ван Гога к любимому брату Тео, регулярно посылавшего художнику деньги на жизнь и на краски, заключена вся биография этого сильного человека, который, преодолевая невзгоды, следовал за своей мечтой. В каком-то смысле именно брату мы обязаны тем, что художник мог жить и работать, и благодаря Тео сегодня мы имеем замечательную возможность познакомиться не только с картинами Ван Гога, но и с ним самим через строчки, написанные полтора века назад. «Я попеременно поглощён двумя мыслями, — писал Ван Гог. Первая — это материальные трудности: как вывернуться, чтобы обеспечить себе возможность существовать; вторая — работа над колоритом. Я постоянно надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюбленных сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на темном фоне. Или выразить надежду мерцанием звезды, пыл души — блеском заходящего солнца. Это, конечно, не иллюзорный реализм, но разве это менее реально?».
Транссибирский фестиваль. «Ван Гог. Письма к брату»
Идеальным дополнением к спектаклю стали завораживающие картины Ван Гога на экране, которые благодаря мультимедийной технологии оживали, словно водное отражение, чуть размытое лёгким ветерком. Эта идея принадлежит режиссёру-постановщику спектакля — режиссеру Московского художественного театра имени А. П. Чехова Марине Брусникиной.
Программа вечера выстроена так, что письма в прочтении Евгения Миронова чередуются с произведениями Альфреда Шнитке, Людвига ван Бетховена, Эдварда Грига, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, а также музыкой современного композитора Кузьмы Бодрова. По словам Евгения Витальевича, такой подбор композиций в великолепном исполнении Юрия Башмета и «Солистов Москвы» точно создаёт нужную атмосферу и разнообразие красок для этой истории.
Евгений Миронов: «Когда мы начали репетировать „Ван Гога“, и Юрий Абрамович подбирал музыкальный материал, первое, что он предложил — музыку Шнитке. Для меня это было так неожиданно, что поначалу я воспротивился этому, потому что мне казалось, что Ван Гог — это что-то более импрессионистское, относящееся к этому времени. Почему Шнитке? Но, как оказалось, Башмет был прав. В какой-то момент Ван Гог раскрывает свою „кухню“ художника, рассказывает, как, собственно говоря, всё это варится — откуда берется гений, из каких компонентов он состоит. И именно Шнитке помог мне найти верное направление, чтобы передать этот момент творчества. Как будто мы заглядываем в щёлочку и подсматриваем, откуда берётся вдохновение, как гений делает свои фантастические вещи. Так что Юрий Абрамович очень неожиданно подошёл к музыкальной составляющей спектакля, и это было безупречным попаданием в суть. На репетициях я него учусь, я сижу и улавливаю нюансы, потому что, как репетирует Башмет — это просто прелесть, это очень интересно. Ведь каждый наш спектакль отличается, мы ничего не делаем под копирку. Всегда присутствует момент импровизации. Например, в Малере сегодня Юрий Абрамович нашёл совершенно другие акценты, и у меня в ответ также родились новые интонации, новый взгляд на текст».
Транссибирский фестиваль. «Ван Гог. Письма к брату»
При жизни, как известно, Ван Гог продал всего одну картину, признание и слава пришли к гениальному автору через много лет после трагической смерти. Эти письма, как сказал Евгений Миронов в самом начале спектакля, — «крик и страдания огромного погибающего художника».
Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина продолжается. Сегодня, 2 апреля, на сцене Государственного концертного зала имени Каца выступает Филармонический камерный оркестр Новосибирска с программой «Серенады весне». Это сочинения Моцарта, Гайдна, Чайковского. Солист и дирижёр — гобоист высочайшего уровня Алексей Уткин.
Текст — Марина Сёмина

Последние события

ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса

Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.

Первая жертва парижских забастовок

Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.

Праздники с Хором Минина

Хор Минина завершит 2024 год двумя концертами, программа которых посвящена Рождеству и Новому году. А в дни январских каникул состоится экскурсия с мини-концертом в Усадьбе Прове-Калиш.