Обретение музыки

Дата публикации: 6 апреля 2022

«Хрупкий эльф», подлинный гений… Композитор Владимир Дешевов работал в Ленинграде в первой половине ХХ века. Изящный, красивый, он очень хотел быть счастливым. Но всё его творчество пронизано драмой сложных лет. Имя и музыка творца надолго затерялись в безвестности.
Произведения Владимира Дешевова впервые услышали зрители Международного фестиваля «Энергия открытий», который во второй раз состоялся в Москве. Музыку восстановил и исполнил Симфонический оркестр радио «Орфей» в рамках творческой миссии «Возрождаем наследие русских композиторов» — совместного проекта радиостанции и компании «Юнипро». Сочинения Владимира Дешевова прозвучали в спектакле «Игры теней» на сцене Светлановского зала Дома музыки. Премьеру посетила наш корреспондент Наталья Оганджанянц.
Обретение музыки
Сцена из спектакля «Игры теней»
Зал взволнован, публика следит за настоящим спиритическим сеансом, где встречаются давние друзья и их заклятые враги. Главного героя, в роли которого выступил Кузьма Котрелёв, окружают кумиры: Шостакович, Прокофьев, Гумилёв, Ахматова … С ними рядом властители — Ленин, Сталин, Дзержинский. Образы вождей воплощает на сцене Роза Хайруллина. Пожилой композитор общается с призраками своего прошлого. В настоящем — он совершенно одинок.
Обретение музыки
Заслуженная артистка России Роза Хайруллина в спектакле «Игры теней»
Всё, происходящее на сцене, соткано по фразам из писем и обрывков воспоминаний его современников. Консерваторские годы, ранение в боях Первой мировой, контрасты революции, страх репрессий, ужасы блокады Ленинграда.
Режиссёр постановки Глеб Черепанов искренне сопереживает герою: «Каждый человек проживает, отпущенное судьбой по-разному. Кто-то приспосабливается, кто-то ломается. Дешевов идёт по второму пути».
Обретение музыки
Кузьма Котрелёв в роли Владимира Дешевова
А когда-то он гипнотически действовал на окружающих. Они не могли оторвать взгляда от молодого композитора. Полны притягательности и его творения, которые Глеб Черепанов называет экспериментальными: «Дешевов писал музыку, не похожую ни на какую другую. Он прослыл гением, хотел перевернуть мир, придумывал новый язык».
Но идеологическая цензура безжалостна. Живой весельчак в ходе действия превращается в отшельника, который сделал всё, чтобы после него ничего не осталось… кроме музыки.
Обретение музыки
Сцена из спектакля «Игры теней»
Музыка — полноценное действующее лицо драмы. В ней живые краски времени и настроения людей.
Сюита к балету «Бэла» по рассказу Лермонтова звучит на сцене в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель коллектива Сергей Кондрашев делится таинством возрождения произведения: «Характер Бэлы рисует соло английского рожка. Нежный, тончайший инструмент восточным трепетным тембром создаёт образ грациозной девушки. Наш потрясающий солист сорвал на репетиции аплодисменты коллег».
Обретение музыки
Симфонический оркестр радио «Орфей» исполняет музыку Владимира Дешевова
Совсем другим настроением окрашено позднее произведение Дешевова — симфоническая поэма «Русская сказка». Режиссёр Глеб Черепанов подметил в музыке яркое свидетельство отчаяния композитора: «Думаю, что в последние годы жизни он „сломался“. Писал музыку для сказок, прячась в своём воображаемом мире».
Дирижёр Сергей Кондрашев понимает отшельничество Дешевова, как протест жестокой действительности: «Он принадлежал к очень небольшому кругу ленинградской интеллигенции, оставшейся ещё с дореволюционных времён. У этих людей другого выбора не было, кроме как закрыться ото всех».
Обретение музыки
Заслуженный артист России Сергей Кондрашев
В конце жизни Владимир Дешевов писал, не надеясь, что кто-то услышит его. Но мы слышим творца благодаря проекту радио «Орфей» и компании «Юнипро» «Возрождаем наследие русских композиторов».
Режиссёр Глеб Черепанов рад прикоснуться к творческой миссии: «Благородная цель — воскрешение забытых, стёртых имён. Это особое чувство: рассказывать о личностях, под музыку, которая до этого не звучала».
Обретение музыки
Режиссёр Глеб Черепанов
Нотный архив радио «Орфей» хранит ещё множество шедевров. Симфонический оркестр и его главный дирижёр Сергей Кондрашев день ото дня восстанавливают забытые сочинения. На концертах и в записи уже звучат вернувшиеся к жизни произведения Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова, Леонида Половинкина и Георгия Катуара. Этой весной Фестиваль «Энергия открытий» вернул нам музыку забытых ленинградцев Алексея Животова и Владимира Дешевова. Шедевры, казалось, утерянные навсегда, рассказали о судьбах авторов и обогатили культурное наследие России. История ХХ века обрела новые голоса.
Текст: Наталья Оганджанянц
Фото: Владимир Яроцкий и Наталья Львова

Последние события

ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса

Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.

Первая жертва парижских забастовок

Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.

Праздники с Хором Минина

Хор Минина завершит 2024 год двумя концертами, программа которых посвящена Рождеству и Новому году. А в дни январских каникул состоится экскурсия с мини-концертом в Усадьбе Прове-Калиш.