«Рыбинское чудо»
Дата публикации: 7 мая 2022
312 километров по шоссе от Москвы, 85 — от Ярославля. Невозможно далеко от Берлина, Варшавы и Парижа. Рыбинск. Волга. Сердце России. Концерт Международного фестиваля Юрия Башмета. И самые талантливые его участники — зрители, дышащие в такт музыке и пропускающие через свои души ее малейшую деталь.
Фото предоставлено пресс-службой Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
Юрия Башмета и его оркестр в Рыбинске ждали ровно год. Маэстро и его музыкантов здесь не просто любят — их боготворят. Казалось, на концерт в не самый уютный Дворец культуры «Вымпел» на окраине города пришел весь Рыбинск целиком — во главе с мэром и местным правительством в полном составе. 700-местный зал переполнен, приставные стулья давно кончились, но их тащат и тащат из буфета и подсобок.
Казалось бы, в атмосфере подобного обожания артистам можно и не напрягаться: составить программу из проверенных классических шлягеров и купаться в слушательской любви. Но Маэстро не был бы собой, если бы и здесь со всей бескомпромиссностью не повел публику вглубь, к далеко не самым популярным симфоническим хитам, заставив ее не только сопереживать музыке, но и думать, размышлять.
Начав программу с эффектной бетховенской увертюры к «Кориолану», Башмет следом ринулся в сложнейший, полный невообразимых контрастов и стилистических переключений Первый фортепианный концерт Альфреда Шнитке. Как тут не вспомнить многолетнюю дружбу гениального автора и великого исполнителя, а еще репутацию Башмета как ярого пропагандиста советского музыкального авангарда второй волны. Невероятную сольную партию в концерте блистательно исполнила дочь Юрия Абрамовича, замечательная пианистка Ксения Башмет. Эксперимент, казавшийся очень рискованным, оправдался полностью — рыбинская публика слушала обжигающе резкую, очень трудную даже для профессионалов музыку Шнитке, затаив дыхание. И не просто слушала — точно понимала ее язык и смысл. Особенно ясно это проявилось в самом конце сочинения, когда Маэстро и оркестр после финальной точки держали очень долгую, почти полуминутную паузу, улавливая последние, еле ощутимые отзвуки и вибрации. Никто в зале в этот момент даже не шелохнулся. Поверьте, такие мгновения поистине бесценны, они стоят во сто крат дороже самых громогласных оваций.
Овации, конечно же, тоже были, и после Шнитке, и после венчавшей программу Первой симфонии Петра Ильича Чайковского — такой родной, пропитанной насквозь русским мелосом и нашей неизбывной тоской. И не случайно, закончив дирижировать, растроганный до слез маэстро подошел к микрофону и обратился со словами благодарности к поистине гениальной публике Рыбинска, вместе с музыкантами сотворившей настоящее чудо.
Роман Берченко,
Радио «Орфей» из Рыбинска
Последние события
Россия и Казахстан подписали план культурных событий к юбилею Победы
Главы Минкультуры России и Казахстана обсудили план совместных событий к 80-летию Победы. Программа включает в себя выставки, кинопоказы, театральный фестиваль, конференции и мастер-классы.
ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса
Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.
Первая жертва парижских забастовок
Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.