Спектакль «Волоколамское шоссе» завершил фестиваль Башмета

Дата публикации: 8 мая 2022

«Две тыщи километров до Берлина сто двадцать от Москвы, и мы лежим в окопных рвах из мерзлой жесткой грязи и ждем приказа начинать атаку»… Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле завершился в канун Дня Великой Победы спектаклем-концертом, посвященным трагическим и величественным событиям битвы за Москву осенью 1941 года.
Со свойственной ему интуицией и безукоризненным чувством стиля маэстро Башмет выбрал для заключительного аккорда своего ярославского фестиваля проект, в основе которого — потрясающая своей документальной правдивостью повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе», опубликованная в 1942 году, по следам подвига защитников Москвы. Спустя 40 лет выдающийся восточно-германский драматург Хайнер Мюллер создал на основе книги Бека драматическую поэму, написанную нерифмованным стихом, в духе античной трагедии.
Для воплощения этого особого материала, не терпящего малейшей фальши и ложного пафоса, Юрий Башмет привлек людей, обладающих обостренным чувством сценической правды и «абсолютным театральным слухом» — выдающегося актера Евгения Миронова (своего большого друга и давнего творческого партнера), режиссера-постановщика Марину Брусникину и ее воспитанников — студентов «мастерской Брусникина» Школы-студии Московского Художественного театра.
Спектакль «Волоколамское шоссе» завершил фестиваль Башмета
Предельно скупыми средствами, без всякого антуража, минимальной пластикой и главное — авторским текстом, пропущенным через себя, артисты создали на сцене легендарного Ярославского театра драмы имени Федора Волкова образы, потрясающие подлинностью и трагизмом, заставив завороженных зрителей буквально забыть обо всем на свете.
Спектакль «Волоколамское шоссе» завершил фестиваль Башмета
Сам Маэстро во главе симфонического оркестра «Новая Россия» стал одним из главных творцов этой магии, насытив спектакль великой музыкой ХХ века, связанной с темой войны и величия человеческого духа — прозвучали Скерцо из Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича и медленная часть его Пятой симфонии, а также трагическое Адажио Сэмюэля Барбера. Музыкальной кодой спектакля стала «Праздничная увертюра» Шостаковича, представшая во всей своей мощи и великолепии, как символ преодоления, победы добра над злом, торжества жизни над смертью.
Спектакль «Волоколамское шоссе» завершил фестиваль Башмета
14-й по счету фестиваль Юрия Башмета завершен. Всего за шесть майских он вместил в себя десятки событий: концерты, спектакли в Ярославле и других городах области, фотовыставку, важные образовательные проекты: две международные Академии (по духовому и барочному исполнительству), мастер-класс и научно-практическую конференцию по хоровому искусству, Школу молодого журналиста. Однако даже на этом ярком фоне выделяется прошедший в рамках фестиваля региональный отбор в одно из главных и любимых детищ маэстро Башмета: Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Эта акция проходит при поддержке Фонда Президентских Грантов и Министерства культуры России и включает в себя, помимо Ярославля, конкурсные прослушивания в десяти регионах России, от Хабаровска и Красноярска до Казани, Санкт-Петербурга и Москвы. По сути, Юрий Башмет своими руками формирует наше музыкальное будущее, воспитывая целое поколение звезд классической музыки XXI века. Плоды этой важной и масштабной работы мы увидим в самое ближайшее время — возможно, уже на следующем ярославском фестивале Маэстро, отсчет времени до которого уже начался.
Автор репортажа Роман Берченко, радио «Орфей»
Фото предоставлены пресс-службой Фестиваля

Последние события

Россия и Казахстан подписали план культурных событий к юбилею Победы

Главы Минкультуры России и Казахстана обсудили план совместных событий к 80-летию Победы. Программа включает в себя выставки, кинопоказы, театральный фестиваль, конференции и мастер-классы.

ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса

Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.

Первая жертва парижских забастовок

Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.