Фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…»
Дата публикации: 18 мая 2022
На закрытии Десятого международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается…» в Москве выступил Национальный симфонический оркестр республики Башкортостан.
В этом сезоне коллектив, отмечая свое 30-летие, активно гастролирует по России. Музыканты давали концерты в Свердловской филармонии в рамках Симфонического форума, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, где показали серьезную программу с сочинениями Бетховена и Р. Штрауса. НСО РБ аплодировали и жители республики Татарстан: уже второй год подряд оркестр играет в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске.
Для московских гастролей башкирские музыканты подготовили несколько сюрпризов. Увертюра «Салават» башкирского классика Загира Исмагилова не звучала как минимум полвека, и сейчас поразила слушателей красочностью инструментовки, яркостью художественных образов. «Я нашел эти ноты и еще несколько сочинений Исмагилова, пылившихся на полке в библиотеке оркестра», — рассказал главный дирижер НСО, заслуженный артист Республики Башкортостан Дмитрий Крюков. Маэстро действительно увлечен творчеством этого композитора и его отношение передалось оркестру, который сыграл эту музыку с увлечением и большим подъемом. Пятая симфония Прокофьева — экзамен для любого коллектива, и башкирский оркестр сдал его «на отлично». Критики, присутствовавшие в Большом зале Московской консерватории, отмечали грандиозность звучания, могучую концепцию, которую убедительно передал коллектив под управлением Дмитрия Крюкова.
Центром программы стала мировая премьера «Военной кантаты» Давида Кривицкого. Прозвучавшее накануне 85-летия со дня рождения автора, произведение вызвало большие эмоции в зале. Как сказала со сцены БЗК дочь композитора, профессор Евгения Кривицкая, «это философское размышление о том, что память о войне нужно чтить и хранить сквозь годы. Поколенческая связь очень важна, чтобы люди знали о том, что такое трагедия войны, чтобы через искусство, через сотворчество могли соприкоснуться с событиями тех лет. Поэтому мы назвали этот концерт „Дорогой памяти“, и я благодарю Московскую консерваторию и Президентский фонд культурных инициатив за поддержку».
Либретто кантаты, созданное самим Кривицким на стихи Арсения Тарковского, вводит в мир тревожных предчувствий и пророческих видений. Декламационной экспрессивной партии тенора (солист — Дмитрий Хромов) противопоставлены эпизоды, где поет детский и женский хор, завораживая чистотой ангельских голосов. К НСО РБ здесь присоединились Хор «Пионерия» и Камерный хор Московской консерватории, и содружество столичных и башкирских музыкантов было высоко оценено слушателями. Премьера вызвала большое душевное потрясение –долгая тишина после финальных тактов, словно «минута молчания» была взорвана аплодисментами, и публика встала в едином порыве, благодаря музыкантов за этот катарсис.
Как апофеоз было воспринято Dixi Гии Канчели: построенная на резких контрастах тутти (усиленного силами Камерного хора МГК и Тульского государственного хора) и еле слышимого пианиссимо, эта партитура стала еще одним потрясением и в то же время безусловной победой Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан. «Оркестр готовился очень серьезно: для нас площадка Большого зала Московской консерватории очень знаменательна, а программа включает величайшие патриотические произведения всех времен и народов, объединенные темой сохранения исторической памяти, — подчеркнула специально приехавшая поддержать музыкантов министр культуры РБ Амина Шафикова. — Сегодня у руля оркестра стоят такие замечательные молодые люди, как генеральный директор коллектива Артур Назиуллин и главный дирижер Дмитрий Крюков, которые подготовили оркестр настолько качественно, что мы можем гордиться им как в республике, так и за ее пределами». Поддержал земляков и глава республики Радий Хабиров, не только обеспечивший финансирование этого масштабного десанта, но и разместивший у себя в телеграм-канале призыв к жителям республики присоединиться к онлайн трансляции этого концерта.
«Оркестр — один из блестящих региональных коллективов, имеющий совершенно перфектный уровень качества, который соответствует федеральной планке, — отметил его художественный руководитель, лауреат Премии Москвы и Министерства обороны РФ, профессор Александр Соловьёв. — Рад, что финал нашего фестиваля прошел на таком грандиозном накале эмоций».
Автор текста Лидия Ордынская
Последние события
Россия и Казахстан подписали план культурных событий к юбилею Победы
Главы Минкультуры России и Казахстана обсудили план совместных событий к 80-летию Победы. Программа включает в себя выставки, кинопоказы, театральный фестиваль, конференции и мастер-классы.
ПФКИ подвёл итоги грантового конкурса
Президентский фонд культурных инициатив поддержит на первом конкурсе 2025-го более тысячи проектов из 86 регионов России. Москва, Белгородская и Нижегородская области лидируют по количеству проектов.
Первая жертва парижских забастовок
Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.