Выставка одной картины в Калининграде
Дата публикации: 7 июля 2022
Притяжение любви — к музыке, к живописи, к жизни
В Калининграде в Кафедральном соборе на острове Канта продолжается выставка одной картины — совместный проект Кафедрального собора и Государственной Третьяковской галереи. В этом году она стала центральным событием Международного фестиваля органистов. Выставка проходит уже в четвертый раз и вполне можно говорить об этом событии, как о сложившейся доброй традиции. Впервые московская гостья — картина из собрания Третьяковки — прилетела в Калининград в июне 2018 года, тогда это был знаменитый «Московский дворик» В. Поленова. Затем были и другие — «Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина» К. Коровина и «Импровизация 7» В. Кандинского. И вот теперь калининградцы увидели знаменитый шедевр художника-сентименталиста Владимира Боровиковского «Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных» (1802, холст, масло). Выбор картины, которую Третьяковская галерея отправляет в столь дальний путь, всегда непрост. Для зрителей это интрига, для сотрудников галереи и, прежде всего, для ее главного хранителя Татьяны Семеновны Городковой, — сложный, а временами мучительный процесс. И определяется он не только художественными целями, но, в том числе, и состоянием «здоровья» полотна. Замечу в скобках, что после того, как выбор сделан, реставраторы специально готовят картину к путешествию, и эта тщательная подготовка занимает не меньше месяца.
О том, как и почему выбор остановился именно на этой картине В. Боровиковского, рассказывает Людмила Маркина, заведующая отделом живописи 18-го — первой половины 19 века Государственной Третьяковской галереи.
Людмила Маркина: Среди тех замечательных портретов барышень эпохи сентиментализма, которые собраны в Третьяковской галерее, конечно, выделяются два. Это Лопухина — абсолютный шедевр, своего рода визитная карточка нашего музея. Этот портрет мы никогда не вывозим. А сестры Гагарины, я бы сказала, это второй номер. Мы тоже редко куда выдаем этот шедевр, и в этом смысле выставка одной картины здесь, в Кафедральном соборе Калининграда, особенная и редкостная. Это буквально второй или третий раз, когда картина покинула Третьяковскую галерею. Портрет сестер княжон Гагариных во многом знаменательный. Это первое изображение в русской живописи музицирующих девушек — одна из них с гитарой, у другой в руках нотный лист. Они только готовятся петь. Мы не знаем, что это будет — романс или песня, хотя на нотном листе можно прочитать несколько слов на французском языке и увидеть несколько нот. Девушки из дворянской среды, отец их князь, любитель художеств, искусств, поэт. Самое главное, что подчеркивает художник, это передача гармонического единения двух сестер, очень разных и по возрасту, и по темпераменту, но соединенных любовью к искусству, к музыке.
Но вот выбор сделан, позади трудный путь из Москвы в Калининград, картина — на сцене Кафедрального собора. Именно здесь происходит ее встреча с музыкой. Художественный руководитель собора, вдохновительница этого проекта Вера Таривердиева и музыканты, которых она приглашает, каждый раз творчески обдумывают содержание программ, стремясь найти точки соприкосновения столь разных видов искусств. Как считает, Вера Гориславовна, практически каждая картина может обрести свою очень индивидуальную музыкальную историю.
Вера Таривердиева: Каждый раз это непохоже на то, что было раньше, каждый раз это действительно очень индивидуальная и очень личная история. Любая картина так или иначе звучит. Если в картине есть индивидуальность, есть настроение, в ней обязательно есть и музыка. Но не каждая картина может органично вписаться в пространство Кафедрального собора. Все-таки здесь требуется какая-то внутренняя законченность и какой-то совершенно особенный сюжет. Эта картина Боровиковского подкупает своей интимностью, своей романтичностью, теплотой.
В этом году музыкальное решение для картины Боровиковского искали участники ансамбля Les Moscovites, а также калининградские музыканты — и титулярный органист собора Евгений Авраменко, и флейтистка Ксения Авраменко. Помог счастливый случай: у солистки ансамбля Аси Гречищевой оказалась точная копия гитары, изображенной художником.
Ася Гречищева: Года два назад я совершенно случайно купила этот инструмент. Это копия семиструнной гитары русского мастера Краснощекова. Мастер, который сделал эту копию, повесил ее у меня дома. Я не знала, что буду играть на ней, но она такая милая, у нее такой приятный тембр, ее так приятно держать в руках… Когда пришел первый покупатель, я очень напряглась, но он по каким-то своим причинам ее не купил, и так у меня оказалась эта гитара. Этот тип инструмента называется романтической гитарой. Это первый переходный инструмент от барочной гитары. При появлении новой музыки появился вот такой новый инструмент — романтическая гитара.
Программа концерта включала произведения той эпохи, к которой относится полотно В. Боровиковского — это та точка в музыкальной истории, когда классицизм встречался с только-только зарождающимся романтизмом, а потому звучала музыка Моцарта, Бетховена, юного Шуберта, были и абсолютно эксклюзивные находки — например, романс Натальи Куракиной, русской аристократки, которая была талантливым композитором.
Филипп Нодель: Я помню тот день, когда мне позвонила Вера Гориславовна и предложила эту идею. Я тут же в телефоне посмотрел эту картину, вспомнил ее и сразу возникла идея программы. Перед глазами возникли Ася Гречищева и Катя Коломина. Тем более, что незадолго до этого Ася рассказала мне, что в ее огромной коллекции струнных щипковых инструментов появилась как раз такая романтическая гитара, которая изображена на картине. Конечно, 1802 год, когда написана эта картина, это смена эпох. Это разворот из классики в романтизм. Поэтому в нашей программе, например, появилось произведение совсем юного Шуберта — его квартет, написанный им в 16 лет. Мы постарались посмотреть, что эти юные княжны могли слышать и исполнять, какая музыка звучала в салонах того времени. А кроме того, мы постарались совместить известные имена с менее известными. Дело в том, что среди российских аристократов были профессиональные музыканты. Например Наталья Куракина, одна из первых женщин-композиторов. Она была очень известной и в России, и в Европе, много путешествовала и общалась с музыкантами первой величины.
В Кафедральном соборе московская гостья — картина Боровиковского задержится на целый месяц. 17 июля она простится с калининградцами под звуки великой музыки — Генделя, Вивальди, Элгара, Грига, Респиги, которую исполнят прославленные «Виртуозы Москвы». Останется шлейф прекрасных воспоминаний и надежда на новую встречу, которая обязательно произойдет.
Текст: Ольга Кордюкова
Последние события
Праздники с Хором Минина
Хор Минина завершит 2024 год двумя концертами, программа которых посвящена Рождеству и Новому году. А в дни январских каникул состоится экскурсия с мини-концертом в Усадьбе Прове-Калиш.
Новогодний брасс-сюрприз
Легендарная «мариинская медь» подготовила новогодний сюрприз для жителей Санкт-Петербурга. 30 декабря в Концертном зале Мариинского театра выступит Брасс-ансамбль.
Монументальная живопись столицы
Масштабный исследовательский проект РОСИЗО откроется 31 января в Музее Москвы. Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» посвящена искусству на столичных фасадах.