Премьера Симфонии № 7 Сергея Прокофьева

Дата публикации: 11 октября 2022

11 октября 1952 года в Колонном зале Дома союзов в Москве услышали премьеру последнего крупного сочинения Сергея Прокофьева — Симфонии № 7.
Вначале композитор собирался написать ее для детской аудитории, но потом планы поменялись. Прокофьев решил рассказать о не менее прекрасной поре в жизни человека — о юности, хотя в его собственной жизни в то время всё было непросто. За несколько лет до премьеры вышло постановление «Об опере „Великая дружба“ Вано Мурадели, осуждавшее формализм. Критике и нападкам подверглись многие, вместе с ними Сергей Прокофьев. И тем не менее, музыка получилась очень лиричной и светлой. В ней немало чудесных мелодий: вальс, детская песенка, а энергичный финал напоминает пионерский марш.
Существует два варианта партитуры Седьмой симфонии. В них разные финалы — с повторением в самом конце главной темы и без неё. Почему так случилось, рассказал в одном давнишнем интервью Мстислав Ростропович, лично знакомый с автором.
Как оказалось, во всем был «виноват» Самуил Самосуд. Именно этот дирижёр, по признанию Мстислава Ростроповича, «гениальный, но с большой фантазией», дирижировал премьерой в 1952 году. Сергей Прокофьев в то время уже сильно болел. Самосуд посоветовал композитору изменить первоначальный финал, якобы с выдвижением этого сочинения на Сталинскую премию. Он был убеждён, что тихая, сказочная концовка с челестой и колокольчиками принесёт награду не первой степени, а второй, что на 50 тысяч рублей меньше (по тем временам это были немалые деньги). Прокофьев не сразу, но всё-таки согласился изменить партитуру. Но при этом сказал Ростроповичу: «Вы будете жить дольше меня, и я вам поручаю — отстаивайте тот финал, который я сочинил вначале».
Прошли десятилетия, уже нет с нами героев этой истории. Ушел и Ростропович, и больше некому сражаться за первоначальный финал. Большинство современных дирижеров предпочитают играть вариант номер два. Он яркий и динамичный. А что касается Седьмой Симфонии, то она, как и предсказал Самосуд, получила премию высшей категории. Но не Сталинскую, а Ленинскую.

Последние события

Новое звучание «Броненосца „Потёмкина“»

Три российских композитора напишут новую музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Увидеть ленту в новом музыкальном оформлении можно будет в ноябре.

В театре Сац премьера оперы «Три сестры»

Московскую премьеру оперы по мотивам пьесы Чехова «Три сестры» композитора Александра Чайковского представят 29 и 30 апреля в пространствах Большого фойе Театра имени Сац.

Премьера сюиты «Жди меня»

Премьеру сюиты «Жди меня» представит «Свободный балет» Валерия Терёшкина на сцене Большого зала Красноярской филармонии. Выступление пройдёт 16 мая. Постановка посвящена 80-летию Великой Победы.

Поиск по сайту