Новые реальности Клода Дебюсси

Дата публикации: 22 августа 2022

«Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом», — сказал Клод Дебюсси. Сегодня выдающемуся французскому композитору исполняется 160 лет.
Он появился на свет в небогатой парижской семье. Музыкальное дарование проявилось достаточно рано, и мальчик стал брать уроки фортепиано. Потом — Парижская консерватория. Прекрасный пианист, он практически каждый год заканчивал с наградой, а вот педагогов по композиции неизменно огорчал своим нежеланием писать музыку в русле традиций. Но то, за что его порицали педагоги, в конечном итоге, стало дорогой к признанию.
Вслед за художниками-импрессионистами Дебюсси довольно скоро назвали композитором-импрессионистом. Надо ли говорить, что музыкант к этому совсем не стремился. Он хотел идти собственным путем: окунуться в летний полдень далекой эпохи вместе с Фавном, блуждать в тумане тайн и загадок вместе с Пеллеасом, заворожено слушать гул моря, шум ветра и плеск волн, чувствовать запах вереска и ощущать лунный свет. Именно это обостренное чувство жизни, родство с окружающим миром сближало его искусство с импрессионизмом. Кажется, что его произведения появлялись на свет с необыкновенной легкостью, рождаясь из композиторской фантазии. Однако это было совсем не так. Над своими крупными творениями, такими как Ноктюрны, Море, и, конечно опера «Пеллеас и Мелизанда», композитор работал годами, а после, уже репетируя с оркестром, все равно успевал вносить какие-то изменения. И, конечно же, к точности исполнения своих произведений он относился очень ревностно. Наверное, поэтому часто сам стоял за дирижерским пультом. За роялем ему тоже не было равных. Его техника была не идеальной, но звуковая палитра просто потрясала. По этой причине современники нечасто решались браться за интерпретацию сочинений господина Дебюсси. Знаменитая пианистка Маргрет Лонг даже попросила у маэстро несколько уроков, чтобы потом с успехом исполнять его произведения.
Композитор не любил, когда его называли импрессионистом. Он вообще был против всякого рода ярлыков. Но история редко принимает во внимание чьи-то желания, и в памяти поколений музыкантов и слушателей он навсегда останется месье Клодом Дебюсси – импрессионистом номер один.
Текст: Станислава Репина
Новые реальности Клода Дебюсси

Последние события

Первая жертва парижских забастовок

Парижскую оперу покидает замдиректора Мартин Аждари, проработавший в театре почти 25 лет. Об отставке высокопоставленного менеджера стало известно в разгар предрождественских забастовок.

Праздники с Хором Минина

Хор Минина завершит 2024 год двумя концертами, программа которых посвящена Рождеству и Новому году. А в дни январских каникул состоится экскурсия с мини-концертом в Усадьбе Прове-Калиш.

Новогодний брасс-сюрприз

Легендарная «мариинская медь» подготовила новогодний сюрприз для жителей Санкт-Петербурга. 30 декабря в Концертном зале Мариинского театра выступит Брасс-ансамбль.