Опера «Дон Жуан» —весёлая драма, где смерть правит жизнью

Дата публикации: 29 октября 2022

Может ли гениальная музыка уживаться с небрежно состряпанным либретто? Оперу «Дон Жуан» Моцарт явил публике 29 октября 1787 года, на две недели позже обговоренной контрактом даты. Партитура была не готова. О том, что работу тормозил либреттист Лоренцо да Понте, одновременно выполняющий три заказа, вспоминают нечасто. Но состоявшаяся 235 лет назад в Праге мировая премьера «Дон Жуана» оказалась оглушительно успешной, даже несмотря на то, что певцы исполняли свои сложные партии фактически с листа.
Моцарт назвал новое сочинение «весёлой драмой». На выходе публика получила чистой воды оксюморон. Где кончается привычная в 18 веке опера-буффа и начинается опера-сериа, так никто и не понял. Похоже, что в их числе был и сам автор. Если верить проверенным слухам, то интродукцию, с устрашающей поступью Командора в тридцать тактов, композитор оркестровал лишь накануне премьеры.
Его терзали сомнения и относительно финала. В итоге мы знаем два варианта. Первый заканчивается секстетом. Обманутые любовницы главного героя — Эльвира, Анна и Церлина — вместе с женихами и примкнувшим к ним слугой Лепорелло радуются, что Дон Жуан после смерти попал в ад. Между тем, в мае 1788 года на дебютном показе оперы в Вене финальный ансамбль не исполнялся, а постановка завершалась смертью ловеласа. Есть версия, что партию Командора и Мазетто на первых порах пел один и тот же артист, и он банально не успевал сменить костюмы. Но потом эта традиция отошла в прошлое, и оперу стали исполнять в «пражском» варианте.
Современные режиссёры не соглашаются с философским подтекстом Моцарта- не смерть правит жизнью. Но к музыке они относятся трепетно. Великолепный ансамблевый финал, гениальные арии: Дон Жуана с шампанским или Лепорелло «со списком». Раскручивающийся как пружина оркестровый рисунок переплетается с кружевом перечисляемых цифр. Их магия завораживала и самого Моцарта. Стоит ли удивляться тому, что сюжетная канва «Дон Жуан» соткана из загадок и тайн, и драматург оперы по большому счёту сам Моцарт. А официальный либреттист Лоренцо да Понте написал что-то вроде подстрочника.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Новое звучание «Броненосца „Потёмкина“»

Три российских композитора напишут новую музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Увидеть ленту в новом музыкальном оформлении можно будет в ноябре.

В театре Сац премьера оперы «Три сестры»

Московскую премьеру оперы по мотивам пьесы Чехова «Три сестры» композитора Александра Чайковского представят 29 и 30 апреля в пространствах Большого фойе Театра имени Сац.

Премьера сюиты «Жди меня»

Премьеру сюиты «Жди меня» представит «Свободный балет» Валерия Терёшкина на сцене Большого зала Красноярской филармонии. Выступление пройдёт 16 мая. Постановка посвящена 80-летию Великой Победы.

Поиск по сайту