Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой

Дата публикации: 14 сентября 2022

Седьмой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» открылся в театре имени Наталии Сац новаторской оперой «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Никогда прежде произведения самого загадочного российского писателя не ставились на оперной сцене, да еще с использованием дополненной реальности и необычных музыкальных инструментов. Но обо всём по порядку.
Музыку к своей постановке режиссер Георгий Исаакян заказал уральскому композитору поколения 30+ Константину Комольцеву. И не прогадал.
Комольцев лихо и в духе постмодернистского языка Пелевина замешал разные стили и жанры. Здесь мелодекламация органично уживается с читкой рэпа, клубные басы с романтической кантиленой, а живое звучание оркестра с радийными джинглами. На сцене в определенный момент появляются два экзотичных для российского академического театра инструмента — Winch Turner, по тембру напоминающих нечто среднее между виолончелью и терменвоксом.
Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой
Шикарно визуальное решение. Художники Анна Кострикова и Денис Сазонов в Малом зале театра создали метапространство, в котором красочная виртуальная реальность с её морем, пальмами и цифровыми красотками резко контрастирует с носками на батарее и облезлым матрасом на полу. Главный герой, сисадмин Кеша (Андрей Юрковский), настолько увлечен другим миром, что, подобно Сайферу из первой «Матрицы», готов на всё, лишь бы остаться навсегда в своих иллюзиях. Разумеется, всё заканчивается трагедией — информационный террорист Бату (Александр Хананин) взрывает бомбу, и сказочная цифровая вселенная разлетается на куски.
Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой
Чтобы еще сильнее погрузить зрителя в мир цифровых технологий, на входе в зал выдают айпэды. Их по команде нужно поднимать вверх и через экраны смотреть на AR-реальность, где обитают те самые цукербрины, анимешная Little Sister (Мария Юрковская) и виртуальный помощник Ян Гузка (Пётр Сизов), который не только советы раздает, но и поет тенором. Стоит ли говорить, что увлеченные музыкой и спектаклем зрители стабильно забывают то поднять, то опустить планшеты? Впрочем, впечатлений от просмотра оперы это не портит — основное действо всё же остается вне экрана.
Почему именно этим спектаклем открывают фестиваль «Видеть музыку»? Георгий Исаакян отвечает на этот вопрос так:
«Во-первых, это завершающая премьера прошлого сезона. И здесь есть некий символизм — эта вещь появилась уже в новое время, с нашим новым опытом. Во-вторых, фестиваль называется „Видеть музыку“. В нашем спектакле музыка Константина Комольцева периодически визуализируется, наряду с веселыми и комическими эпизодами, здесь есть большие спектральные фрагменты, которые вызывают фактически световые ощущения. Мне кажется, сочетание „Видеть музыку“ очень подходит этой постановке. В-третьих, этот спектакль говорит о будущем. А театр не может оставаться в стороне от важных размышлений современности».
Фестиваль «Видеть музыку» открылся AR-оперой
Фестиваль продолжится в эту субботу, 17 сентября, на Новой сцене Большого постановкой «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» театра «Донбасс Опера».
Всего в афише смотра более 30 спектаклей из разных регионов России — от Иркутска до Иванова, от Сыктывкара до Астрахани. Чтобы их показать столичному зрителю, задействуют сцены всех музыкальных театров Москвы. Смотр продлится до 12 ноября и традиционно завершится вручением премии «Легенда» за беззаветное служение театру.
Фестиваль проходит при содействии Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.
Наталия Сергеева
Фото: пресс-служба Театра Сац

Последние события

Михаил Швыдкой получил орден

Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.

РНО дал концерт в Абу-Даби

Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.

Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве

Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.

Поиск по сайту