Эдуард Артемьев — свой среди чужих, чужой среди своих
Дата публикации: 30 ноября 2022
Композитор Эдуард Артемьев сочиняет по 15 часов в сутки в течение 70-ти с лишним лет. Попробовав себя в самых разных жанрах, маэстро не так давно признался в особой любви к кино, где он чувствует себя свободным творцом — цензуры не было даже в советские времена. В фильмографии Артемьева две сотни картин. С таким «багажом» Эдуард Николаевич отмечает 30 ноября 85-летний юбилей.
Нельзя не перечислить всех выдающихся режиссёров, с которыми Артемьеву довелось работать. Но ситуацию исправляет сам композитор, выделяя в длинном списке лишь две фамилии — Тарковский и Михалков. С ними Эдуард Николаевич начал делать кино в начале 70-х годов и остаётся удивляться, как два столь разных мастера по темпераменту, философии, стилистике нашли единомышленника в лице одного Артемьева.
Он вспоминает, что Тарковский позвал его в «Солярис» при странных обстоятельствах. Вячеслав Овчинников — на тот момент любимый композитор режиссёра — не смог присоединиться к проекту, и Артемьев стал его дублёром. Тарковского не интересовал солидный бэкграунд нового партнёра. Мастер, наоборот, убедительно просил Артемьева забыть о том, чему его «учили в школе» — Московском хоровом училище, а затем и консерватории. Режиссёр отвергал гармонии, мелодии как таковые. Ему нужен был мир потусторонних «метафизических» звуков из космоса, который неразрывен с изображением. Артемьев призвал на помощь электронную музыку, которой увлёкся в начале 60-х, миксовал её с симфоническим оркестром. Перфекционист Тарковский оценил смелые изыскания молодого автора и снял с ним до иммиграции еще два шедевра— «Зеркало» и «Сталкер». Артемьев признается, что до конца не смог побороть комплекс неполноценности при сотрудничестве с Тарковским.
С Никитой Михалковым Артемьев встретился перед съёмками боевика «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссёр долго описывал «красный вестерн» и музыку, которая должна была звучать как «мелодия воспоминаний». Придя домой, Артемьев подошёл к роялю и сходу наиграл тему… Композитор сам был потрясён её красотой и бросился записывать ноты, чтобы ничего не забыть. Эта мелодия стала одной из самых узнаваемых в советском кино, а в 2014 году звучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи.
Как-то маэстро сказал, что все «хвосты» подчищены. В первую очередь он имел в виду завершение работы над рок-оперой «Преступление и наказание», растянувшейся на 20 лет. Электроника его больше не интересует. Сейчас он мечтает написать музыку к предстоящему фильму Михалкова «Шоколадный Револьвер». Этим кинопроектом он и собирается завершить творческую деятельность.
Последние события
День виолончели
Международный день виолончели отметят на Международном фестивале камерной музыки «Winterreise-Зимний путь» 29 декабря. В московском Музее военной формы состоится праздничный концерт.
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.