Пятая симфония Дмитрия Шостаковича — музыка во спасение жизни
Дата публикации: 21 ноября 2022
Пятую симфонию Дмитрий Шостакович написал в возрасте 30 лет. Партитура стала ответом композитора на убийственную критику его творчества в статье «Сумбур вместо музыки». Недруги Шостаковича были вынуждены прекратить травлю музыканта после оглушительного успеха премьерного исполнения Симфонии под номером пять. Историческое событие произошло в зале Ленинградской филармонии ровно 85 лет назад — 21 ноября 1937 года.
За несколько месяцев до этого концерта Шостакович стал дома держать наготове чемоданчик со сменой белья и сухарями — композитора вызывают в Большой дом на Литейном. От него требуют компромат на его друга Тухачевского, которого обвиняют в заговоре против Сталина. Второй допрос не состоится: следователя арестуют, а маршала Советского Союза расстреляют.
В такой сложнейшей ситуации опальному Шостаковичу нужно сделать правильный музыкальный выбор. В поисках творческого ответа он отправляется весной в Крым и пишет эскизы Пятой симфонии. Композитор точно знает, что в его новом сочинении будет по классическим канонам четыре части, яркие, запоминающиеся мелодичные темы он пропустит через ряд трагических конфликтов, чтобы в результате большой внутренней борьбы прийти к оптимистичному финалу. Работа продвигалась фантастически быстро: через полтора месяца были готовы три части, гениальное Largo выписано за три дня. Шостакович в бодром расположении духа возвращается в Ленинград, а там — сестру отправили в лагерь, ее мужа арестовали, а тещу выслали из города. Но несмотря ни на что, к 20 июля партитура закончена.

Пятая симфония впервые прозвучит в исполнении оркестра под управлением Евгения Мравинского, в то время еще мало известного дирижера. Зал эмоционально реагирует на образный музыкальный ряд — в первой части возбуждает трагический изломом главной темы и нагнетающий тревогу ритм марша. Цитата из оперы «Кармен» Бизе (открывается в новом окне)цепляет слух уязвимой нездешней романтичностью, в третьей части большая часть публики откровенно рыдает, а ликующий финал ставит в тупик самых ревностных критиков. Они нервно вздрогнут, когда повернувшийся лицом к залу Мравинский победно поднимет ноты высоко над головой. Дотошные хроникёры подсчитали, что бисы продолжались около получаса.
Через несколько месяцев, перед московской премьерой Пятой симфонии, в «Вечёрке» появилось письмо Шостаковича, в котором он отмечал, что его новое произведение «является творческим ответом советского художника на обоснованную критику». Иезуитство тогдашних чиновников, к счастью, не убило в Шостаковиче гениального мастера. Его последующие десять симфоний стали, как и Пятая, музыкальными хрониками жизни страны.
Последние события
Новое звучание «Броненосца „Потёмкина“»
Три российских композитора напишут новую музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Увидеть ленту в новом музыкальном оформлении можно будет в ноябре.
В театре Сац премьера оперы «Три сестры»
Московскую премьеру оперы по мотивам пьесы Чехова «Три сестры» композитора Александра Чайковского представят 29 и 30 апреля в пространствах Большого фойе Театра имени Сац.
Премьера сюиты «Жди меня»
Премьеру сюиты «Жди меня» представит «Свободный балет» Валерия Терёшкина на сцене Большого зала Красноярской филармонии. Выступление пройдёт 16 мая. Постановка посвящена 80-летию Великой Победы.