«Руслан и Людмила» — сказочные деликатесы от родоначальника русской классической оперы

Дата публикации: 9 декабря 2022

Оперу «Руслан и Людмила» её автор Михаил Иванович Глинка называл своим любимым детищем несмотря на то, что партитура рождалась в муках и сомнениях. Чтобы перенести на музыкальную сцену сюжет юношеской поэмы Пушкина, композитору понадобилось долгих пять лет. Знаменитое Рондо Фарлафа он сочинил в числе последних номеров, а блистательную Увертюру дописывал, когда в Большом театре Санкт-Петербурга уже шли генеральные прогоны. Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась 9 декабря 1842 года.
Сто восемьдесят лет назад театральная публика не была столь ангажированной на имена известных деятелей искусств, как сейчас. Оглушительный успех Глинки с оперой «Жизнь за царя», случившийся ровно шесть лет назад, не гарантировал ему иммунитета от провала «Руслана и Людмилы». Композитор нервничал, ведь директор Императорских театров попросил сделать купюры почти на 40 минут! В программке написали, что опера в пяти действиях будет длиться три с половиной часа. Интерес к спектаклю подогревался информацией о роскошных костюмах и великолепных декорациях, необычных технических эффектах и машинерии. Но зрители смотрели не на сцену, где разворачивался динамичный сюжет, а наблюдали за движениями гостей в царской ложе. Николай I удалился из зала, не дождавшись финала. Демарш императора стал приговором для Глинки.
«Руслан и Людмила» — сказочные деликатесы от родоначальника русской классической оперы
Михаил Иванович искренне не понимал, почему просвещенные критики не оценили его новаторских идей — ну, в какой ещё опере можно услышать арию для хора? А в «Руслане», по замыслу автора, богатырская Голова вещает одновременно несколькими голосами. Разве утомительна Увертюра в четыре с половиной минуты, в течение которых в калейдоскопическом вихре пролетают яркие темы классического сонатного allegro? Композитора обвинили в излишней увлеченности оркестровыми эпизодами, но ведь через несколько лет, после опер Мусоргского, это замечание выглядело откровенной глупостью. Глинка, пренебрегая услугами пяти либреттистов, задействованных в постановке, собственноручно написал текст-скороговорку для Фарлафа. «Близок уж час торжества моего», уложенный в форму рондо — настоящий цирковой номер, а артист скорее не певец, а канатоходец, который не имеет право на ошибку — фальшивую ноту. Но даже приглашение на эту роль заморского вокалиста — буффонного баса Доминика Този — не спасло премьеру от провала.
Спектакль, с трудом выдержавший четыре представления, убрали из афиш. Глинка говорил: «Поймут моего „Руслана“ лет через 100». Но признание случилось гораздо раньше. После смерти композитора, в зале Дворянского собрания в Петербурге, в 1857 году был дан концерт, в котором наряду с другими произведениями Глинки была исполнена большая часть оперы «Руслана и Людмилы». А в 1871 году снятый с репертуара спектакль поставят в Петербурге уже без сокращений.

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.