Александр Ведерников: жил, как умел
Дата публикации: 23 декабря 2022
Народный артист Советского Союза Александр Ведерников прожил яркую и долгую творческую жизнь, с христианской благодарностью относясь не только к своим друзьям, но и недоброжелателям. О его бескомпромиссных баталиях с главными дирижёрами и режиссёрами Большого театра ходили легенды. Сегодня мы имеем возможность послушать записи выдающегося исполнения Ведерниковым басовых партий в русских операх и признать неоспоримую гениальность его интерпретации Бориса Годунова. 23 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Александра Филипповича Ведерникова.
В Большой театр 30-ти летнего артиста позвали, узнав, что между репетициями в Кировском он по личной инициативе выучил партию Ивана Сусанина в одноимённой опере Глинки. Юноша, опьянённый счастливым предложением работать в главном театре страны, протрезвел после беседы с главным дирижёром труппы. Маэстро Мелик-Пашаев дал понять, что Сусанин — это непредвиденная случайность и не стоит грезить славой великих предшественников: Шаляпина, Рейзена, Пирогова. Ведерникову был отмерен порог вокальных возможностей на уровне ролей второго и третьего плана.
Чуть ранее в оперной карьере Александру Филипповичу отказал другой всесильный дирижёр Большого театра — Николай Голованов, отметившийся постановкой «Бориса Годунова» в 1949-м. Как раз в том же году Ведерников с самодельным чемоданом приехал с Урала в столицу и после долгой дороги заснул на лавочке перед Московской консерваторией. Его разбудил… не милиционер, а дирижёр — профессор Шерешевский, определивший голосистого парня на учёбу в самый престижный музыкальный вуз.
Бороться, искать, идти и не сдаваться — девиз, под которым Ведерников подписался в юности на всю оставшуюся жизнь. Диктаторство людей при должности и власти он воспринимал как главный порок человечества. Может быть, поэтому его Борис Годунов так мучительно уязвим в запоздалом прозрении своей жестокости и трагически бессилен в стремлении замолить грехи. В знаменитом эпизоде сумасшествия из второго действия Александр Филиппович не рвёт голос в «кровавом» forte, а подчиняет вокальную технику драматургическому раскручиванию сцены.
Поражённый в детстве красотой многоголосного пения своих родных братьев, Ведерников нашёл единомышленника в лице композитора Георгия Свиридова. Его образное иконописное хоровое письмо делало Ведерникова, самого неплохого рисовальщика, беззащитным перед высшей красотой духовного мира.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.