Музыкальная скала́ Пьетро Метастазио

Дата публикации: 3 января 2023

Без итальянского драматурга первой половины 18 века Пьетро Метастазио оперное искусство не досчиталось бы более 400 произведений в этом жанре. Величайший либреттист, который при желании сам мог писать нотные партитуры, в молодости обучался композиции и долгие годы дружил с легендарным певцом-кастратом Фаринелли. 3 января исполняется 325 лет со дня рождения Пьетро Метастазио, который совершил переворот в музыкальном театре, но его реформатором так и не стал.
Музыкальная скала́ Пьетро Метастазио
Личная и профессиональная драма Метастазио отчасти «на совести» официально признанного оперного революционера Глюка. Их творческие пути пересекаются в Вене в 1736 году. Пьетро уже несколько лет служит при дворе императора, и его лучшие «музыкальные» драмы «Деметрио» и «Олимпиада» определяют театральную моду того времени. Кристоф в статусе начинающего композитора тонко чувствует конъюнктуру и первые оперы пишет на тексты знаменитого итальянца. Влиятельной поклонницей творчества обоих авторов становится эрцгерцогиня Мария Антуанетта. Она берёт уроки итальянского языка у Метастазио, а музыкой занимается с Глюком. Будущая королева Франции, сама того не желая, через несколько лет разведёт по разные стороны баррикад своих кумиров.
В 1762 году вельможная особа будет подавать команды аплодировать на премьере оперы «Орфей и Эвридика», в которой Глюк предпочёл мастодонту и ревностному приверженцу opera seria Метастазио более авантюрного и прогрессивно настроенного либреттиста Кальцабиджи. У них всего четыре совместных работы. Мизер, если учесть, что из 48 опер почти треть Глюк сочинил на тексты Метастазио.
Музыкальная скала́ Пьетро Метастазио
Могло быть и больше, если бы драматург не притормозил в работе. В 1745 году он чувствовал, что нужны свежие идеи, но продолжал топтаться на месте подобно певцам в ариях с его фирменным da capo al fine. За лет десять до своей кончины, в начале 70-х годов 18-го века, Метастазио полностью отошёл от дел. Написанные им за полвека 26 драм с гармоничной поэтикой, ярким слогом, идеально ложащимся на музыку, понятным и логически выстроенным сюжетом, вытеснили со сцены барочную оперу с её декоративными условностями и «кукольными» страстями.
Музыкальная скала́ Пьетро Метастазио
Пьетро, чьё имя переводится с итальянского как «скала», вовсе не ретроград. Он лишь ревностно защищал свой авторский стиль. Либретто Метастазио не обошли вниманием многие известные композиторы. Среди них его преподаватель по музыке Никола Порпора, Сальери и Моцарт, Гендель и Гайдн. Наконец, с Метастазио началась история русской оперы: музыку к популярной драме «Демофонт» написал в 1773 году Максим Березовский. Молодого композитора не смутило, что ровно 30 лет назад этот же сюжет использовал… Глюк. Так капельмейстер на службе Её Величества Императрицы Всероссийской Екатерины II, сам того не подозревая, примирил двух гениев оперного искусства.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.