Черное и белое Эдуарда Колмановского
Дата публикации: 9 января 2023
Композитор Эдуард Колмановский стал классиком советской песни в 35 лет, сочинив патриотический бестселлер «Я люблю тебя жизнь». Его молодому автору заказал всенародный любимец Марк Бернес. Мэтр сделал безошибочный выбор и тогда, когда исполнил пронзительный музыкальный манифест «Хотят ли русские войны». Яркая мелодия к разгорячённым столбцам поэта-трибуна Евгения Евтушенко родилась в сжатые сроки: Эдуарда Савельевича в начале 60-х ждали сразу в нескольких театрах. Он выбрал «непаркетный» «Современник», где несколько сезонов был единственным штатным композитором. О работе с талантливой труппой мечталось с момента окончания Московской консерватории. 9 января исполняется сто лет со дня рождения народного артиста Советского Союза Эдуарда Колмановкого.
У профессора Шебалина Колмановский учился до окончания войны. Заниматься у педагога-действующего композитора, который тогда ещё и ректорствовал в главном музыкальном вузе страны — почётно и трудно. Пренебрежение экспериментами и предсказуемо классическая выпускная программа в итоге: у Эдуарда в дипломном кейсе цикл романсов на стихи Бёрнса, а также Симфоническая сюита в пяти частях и Концерт для альта с оркестром. В партитурах совсем не читался автор будущего хита «Я жизнь учу не по учебникам, просто я работаю волшебником» и композиций «шекспировского размаха».
Пожалуй, никто не мог предположить, что учитель и ученик, вооружившись стихами великого английского поэта, сойдутся в «музыкальном поединке». В середине 50-х в Центральном Доме художников в концертном исполнении впервые прозвучала опера Шебалина «Укрощение строптивой», а во МХАТе показали новый спектакль «Двенадцатая ночь», «озвученный» Колмановским. Обе постановки приняли с восторгом и проигравших не было. Шебалин шёл к важной премьере полтора десятка лет, а Колмановский — всю жизнь. Его опера «Двенадцатая ночь» увидела свет уже в новой России в Театре имени Сац. В ней снова звучала песня шута «Поздно ночью», ставшая не только лейтмотивом незабываемого мхатовского спектакля, но и всего творчества Эдуарда Савельевича-тонкого лирика и бесстрашного романтика.
В эпоху «оттепели» с отвагой канатоходца, балансирующего над пропастью, он влился в коллектив «Современника». Их дерзкий совместный опыт, спектакль «Голый король» по сатирической пьесе Шварца, «взорвал» театральный бомонд. И вот уже на Малой Бронной показали премьеру спектакля «Братская ГЭС» по одноимённой поэме Евтушенко. Колмановский выдал на-гора такие номера, как «Коммунары не будут рабами», «Партбилеты» и еще тройку в том же духе. Всего же у композитора более двух сотен песен. Маэстро оставил нам право выбора, украсив фильм «Большая перемена» романсом «Чёрное и белое». С тех пор минуло полвека. По Колмановскому и сегодня можно сверять время.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.