Дирижёр Марис Янсонс — старомодный перфекционист
Дата публикации: 14 января 2023
Дирижёр Марис Янсонс был мастером, одарённым притягательностью. Оркестры со всего мира вставали к нему в очередь, мечтая хотя бы о единичных совместных выступлениях. Маэстро часто отказывал. Он не любил скомканных репетиций и концертов «на бегу». Янсонс говорил, что новые музыкальные смыслы находятся лишь при длительной и кропотливой работе.
Он находил новые смыслы в симфонических полотнах Бетховена и Брамса, Брукнера и Берлиоза, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Рахманинова. Сотрудничал с ведущими мировыми лейблами. Многие из записей маэстро считаются эталонными и удостоены престижных наград.
По десять с лишним лет Марис Арвидович руководил Концертгебау и оркестром Баварского радио. Но самым бесценным творческим опытом считал сотрудничество с Заслуженным коллективом России — оркестром Ленинградской, потом Петербургской филармонии. В её штате он состоял почти треть века. 14 января исполняется 80 лет со дня рождения мастера.
Один из первых концертов Мариса Янсонса в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся в конце 60-х годов. Новичку прославленной сцены доверили отнюдь не статусный коллектив, а Симфонический оркестр городского Дворца пионеров. «Вчерашний» выпускник Ленинградской консерватории снова держал серьёзный экзамен. В зале за ним наблюдал великий Евгений Мравинский, известный своей беспощадной требовательностью. Они были знакомы давно. В детстве мальчик вместе с отцом Арвидом Янсонсом, ассистентом Евгения Александровича, бывал у него дома на воскресных обедах. На них собиралась дирижёрская элита Ленинграда. Гости обсуждали культурные новости и концертные премьеры. Всякий раз на рояле в четыре руки исполнялась какая-нибудь симфоническая партитура. Игра прерывалась ради подробного анализа нотного текста и нюансировки.
Юный Марис становился свидетелем музыкальных откровений и получал уникальную информацию. Она очень пригодится дирижёру в начале карьеры. Но Янсонс-младший никогда не эксплуатировал личные связи с Мравинским. Он также не «играл» на заслугах знаменитого отца, которого боготворили в филармонии. Вскоре Мариса услышит легендарный Герберт фон Караян. Маэстро приедет в Ленинград на семинар и сразу же обратит внимания на молодого дирижера. История их цеховых отношений почти детективная. Марис в начале 70-х стажируется в Венской Академии музыки и одновременно посещает репетиции Караяна в Зальцбурге. Маэстро желает видеть талантливого юношу не только в статусе ученика, но и ассистента. Но Минкультуры отказывает Караяну. А Мариса зачисляют в штат Ленинградской филармонии. Дирижёр позже признавался, что трудоустройством был очень доволен и лишь спустя много лет узнал о несостоявшемся сотрудничестве с Караяном и своём невыездном статусе.
Позже Янсонс возглавил оркестр Филармонии Осло. Контракт был долгосрочным. По неофициальной версии, молодого дирижёра выпустили за границу под поручительство Мравинского. Учитель и ученик разошлись, но близость музыкальной философии сохранили. Всю жизнь Марис соблюдал творческий кодекс, унаследованный от другого своего любимого наставника, отца: лучше дать на один хороший концерт меньше, чем на один плохой больше.
Последние события
День виолончели
Международный день виолончели отметят на Международном фестивале камерной музыки «Winterreise-Зимний путь» 29 декабря. В московском Музее военной формы состоится праздничный концерт.
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.