Опера «Фальстаф»: история о том, чем закончился музыкально-кулинарный поединок Верди и Россини

Дата публикации: 9 февраля 2023

«Фальстаф» — последняя, 26-я по счёту опера Верди. Её могло и не быть, не попадись на глаза композитору статья в популярном музыкальном журнале с цитатой Джоаккино Россини. Корифей буффонады отказывал коллеге в способности работать в комическом жанре и признавал за ним лишь дар «убивать» героев в глубокомысленных трагедиях. Уязвлённый критикой Верди более десяти лет готовился к написанию «весёлой» оперы. Наконец, 9 февраля 1893 года в Ла Скала состоялась ошеломляюще успешная премьера «Фальстафа», где главный персонаж отчасти напоминает Россини. По крайней мере, оба не знают меры в еде и крепких напитках.
Опера «Фальстаф»: история о том, чем закончился музыкально-кулинарный поединок Верди и Россини
Перед представлением маститый Верди волнуется как дебютант. Даже самый лакомый кусок не лезет в горло. Мозг питается горькими воспоминаниями о неудачах первой комической оперы «Король на час». Она с треском провалилась на этой же сцене более полувека назад. С тех пор Джузеппе исключал из своего авторского «меню» сладенькие сюжеты. Но масла в огонь после «перчинки» Россини подлил Арриго Бойто. Прекрасный не только композитор, но и поэт вручил Верди либретто на основе двух шекспировских пьес: «Виндзорские насмешницы» и «Король Генрих IV». Текст был настолько совершенным, что Верди не изменил ни строчки. На этом исключения из правил не закончились.
Маэстро начал писать музыку с конца, что никогда ранее не делал. Первой стала финальная хоровая фуга: девять голосов слились в упоительном по красоте ансамбле. Композитор отказался от привычных длинных сцен и арий. Нет, он не посадил на голодный паёк того же Фальстафа: в каждом из трёх актов у него есть яркий номер. Особенно сочной по звуку и тесситуре получилась ариетта из второго акта. Но первому исполнителю главной роли –французскому баритону Виктору Морелю — Верди советовал не зацикливаться на вокале, а сконцентрироваться на драматургии. Среди солистов была и «сладкая парочка»: Нанетту пела примадонна Ла Скала Аделина Штеле, партию её поклонника Фентона, по сюжету мнимого, а в действительности реального, доверили новичку миланской сцены, 27-летнему тенору Эдоардо Гарбину. С ним занимался лично Верди.
Опера «Фальстаф»: история о том, чем закончился музыкально-кулинарный поединок Верди и Россини
Интерес к спектаклю подогревался тем, что репетиции с осени 1892 года велись в строжайшем секрете. Так захотел Верди. Он не переставал сомневаться в успехе дерзкого начинания и одновременно жаждал реванша. Завеса тайны лишь подогрела финансовые аппетиты администрации театра: стоимость билетов в десятки раз превысила стандартные расценки. О потраченных деньгах публика не пожалела. Она больше часа бисировала, отведав превосходную музыкальную «трапезу». Будь жив Россини, ему бы явно пришлось по вкусу певческое и оркестровое пиршество «Фальстафа».
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.