Шаляпин Фёдор Иванович. Демон с загадочной русской душой
Дата публикации: 13 февраля 2023
Искусство русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина более века остаётся недосягаемым по глубине толкования сценических образов. В репертуаре артиста около 70 оперных партий. И если сегодня в зарубежных театрах ставят «Бориса Годунова» или «Хованщину» Мусоргского, то во многом благодаря тому, что в этих русских музыкальных драмах некогда блистал Шаляпин. 13 февраля исполняется 150 лет со дня рождения потомка вятских крестьян, появившегося на свет в Казани.
При всём уважении современных оперных режиссёров к таланту Шаляпина, они вряд ли бы сработались. Сценическим волюнтаризмом и взрывным характером артист отличался уже в начале карьеры. К середине 90-х годов оказался в творческом тупике — в небольших провинциальных труппах масштабных ролей практически не было, а в Мариинском в основные спектакли хоть и вводили, но не разрешали отступать от канонических трактовок.
Меценат Савва Мамонтов в это же время спасал от кризиса свой любимый столичный проект — «Частную русскую оперу». Он искал в казённых театрах молодые вокальные дарования, которые не боялись смелых постановочных экспериментов. Летом 1896 года обновлённый коллектив приехал на гастроли в Нижний Новгород. В этом городе и состоялась историческая встреча Мамонтова с Шаляпиным. Их творческий союз начался там же блистательным дебютом артиста в партии Сусанина в «Жизни за царя» Глинки.
За три месяца участия в мамонтовской антрепризе Шаляпин исполнил около десятка ролей. Многие из них он пел впервые. Поиски нужной интонации и мизансцены происходили не только на репетициях, но и во время спектакля. Но ни дирижёра, ни партнёров импровизации на редкость пластичного, почти двухметрового паренька не смущали. Наоборот, они охотно ему подыгрывали. Шаляпин был поражён атмосферой свободного творчества и осознал, что попал к единомышленникам. Мамонтов тогда же понял, что нашёл идеального артиста и пригласил певца в Москву.
Условия контракта были беспрецедентными: Шаляпину разрешалось в театре делать всё, что он хочет. К его услугам новые постановки, прекрасные костюмы и эксклюзивные декорации лучших молодых художников: Поленова, Серова, Коровина, Врубеля… За четыре сезона артист создал незабываемую галерею образов. Первым в портретном ряду стоит демонический Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова. На рубеже веков Фёдора Ивановича зовут в Большой театр и уговаривают вернуться в Мариинский.
Вскоре признанный мастер отправляется в Ла Скала и поёт в «Мефистофеле» Бойто. За дирижёрским пультом Артуро Тосканини. Два музыкальных диктатора в поисках художественной правды услышали друг друга. «Школа» Мамонтова поспособствовала карьерному взлёту Шаляпина. Вплоть до начала Первой мировой войны его хотят слышать не только в Европе, но также и в США. В Метрополитен вместе с Карузо Фёдор Иванович блистает в «Фаусте» Гуно. Своему другу Максиму Горькому артист пишет, что американцы аплодировали не меньше, чем в своё время в театре Мамонтова. Писатель поддержал Шаляпина в желании воплотить образ Дон Кихота. Жюль Массне специально для русского баса пишет оперу. А в 30-х годах Шаляпин снимается в фильме на сюжет романа Сервантеса. Идеальное завершение карьеры для творца с равновеликими вокальным и драматическим талантами.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.