Вторая жизнь Реквиема Осипа Козловского
Дата публикации: 25 февраля 2023
Композитор Осип Антонович Козловский в конце 18 века был одним из самых известных людей в Российской империи. Сочинённый им полонез долгое время считался неофициальным гимном страны. В музыкальных кругах того времени прославился как автор Реквиема, прозвучавшего в Петербурге на мероприятии государственного масштаба — погребении последнего короля Польши, одного из фаворитов царицы Екатерины II. 25 февраля исполняется 225 лет с момента исторической премьеры.
В тот холодный зимний день 1798 года в католическом Храме Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте собралась политическая элита страны. Делегацию возглавлял император Павел I. Главнокомандующим музыкальной частью церемонии стал бывший офицер российской армии, участник героического взятия Измаила, сразивший некогда Екатерину Великую своим композиторским талантом, Осип Козловский — поляк и католик при рождении, со временем ставший русским по духу.
К исполнению Missa pro defunctis Осип Антонович пригласил лучших иностранных артистов того времени. Они блестяще справились с ответственной миссией, несмотря на ограниченное количество репетиций. Автор сочинения также оказался в цейтноте, правда, не по своей вине: заказ Козловский получил менее чем за две недели до скорбного концерта в честь умершего монарха Станислава Августа Понятовского. Композитор работал вдохновенно. Ответственность на него не давила. Козловский, писал музыку, похоже, для себя или же про себя. Ему чуть за сорок, два года назад он вышел в отставку, но память о победе в русско-турецкой войне с ним останется на всю жизнь.
В партитуру нового сочинения к классическому составу из четырёх вокалистов, смешанного хора, малого симфонического оркестра, а также органа, он добавляет роговой ансамбль как отголосок своего армейского прошлого времён 1791 года. Моцарт тогда же пишет Реквием. Гениальная музыка остаётся в памяти Осипа Антоновича и дымкой воспоминаний коснётся первых тактов его Мессы. Но доминирующие обороты музыки, исполняемой на латинском языке, созвучны широким русским распевам. «Партесное» звучание хора с его жизнеутверждающей мощью позволяет называть Козловского автором первого российского Реквиема.
После удачной премьеры у Осипа Антоновича появились новые покровители среди знатных особ. Козловский поступает на службу в императорский театр. Культурный бомонд увлечён операми европейских композиторов. Реквием Козловского при всём совершенстве музыкального языка больше никому не интересен. В 19 веке он прозвучит в городе на Неве дважды, в том числе и в сокращённой версии. Композитор убрал из партитуры роговой оркестр. Жертва оказалась напрасной. О Реквиеме в Петербурге забыли на два с лишним века.
Воскрешение бесценного образца национальной духовной музыки состоялось весной 2010 года. Реквием Козловского в авторской редакции прозвучал на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Сочинение исполнили два лучших коллектива страны: Хор и оркестр Капеллы имени Глинки и Роговой оркестр Сергея Поляничко. Дирижировал Владислав Чернушенко.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.