Аркадий Севидов: гений места
Дата публикации: 4 ноября 2020
Аркадий Севидов входит в «золотую сотню» пианистов, чей талант проявился в 70-е годы прошлого века. Тот период оказался беспрецедентно щедрым на громкие имена и маститые фигуры. Впрочем, Севидов никогда не стремился сокрушать публику своей яркой творческой индивидуальностью. Сейчас уже можно сказать, что артист, наоборот, не доиграл большое количество концертов, и многое, казалось бы, осталось недосказанным им со сцены.
Вывод напрашивается сам собой после посещения занятий Аркадия Гавриловича в Институте имени Гнесиных. В начале 80-х годов имя молодого педагога гремит в прямом и переносном смысле в стенах уважаемого вуза. Севидову чуть больше тридцати, он немногим старше своих подопечных, юношеский максимализм и полная самоотдача на уроках вызывают трепет и интерес. Аркадию явно тесно в классной аудитории. Его творческие фантазии рвутся покорить неограниченное никакими рамками пространство.
Идеальным местом для мастер-классов Севидова стал малый концертный зал «Дзинтари». Помещение, дышащее особой атмосферностью, летом 2008 года собирает на урок российского пианиста юных латвийских музыкантов. В зале холодно и зябко, прибалтийский климат выдаёт себя на сто процентов. Но Севидов работает на двести. Маэстро энергично расхаживает по сцене в рубашке с коротким рукавом, выразительно жестикулирует, и, обрывая фразу на полуслове, садится за второй рояль и начинает играть Грига, Листа… Присутствующих накрывает волной свежих чувств и эмоций, которые, кажется, вот-вот выплеснутся наружу, соединятся с потоками Балтийского моря и раскрасят холодный и серый его цвет тысячами красок.
Действительно, слушая игру и записи Севидова, невольно хочется перенести озвученные им музыкальные образы на картины, киноплёнку. Струящиеся потоки гармоний в прелюдиях Шопена, Скрябина, Дебюсси ассоциируются с дождём, в Первом фортепианном концерте Чайковского слышатся раскаты грома, ливень чувств, ветер перемен, разогнавший тучи на небе, и радужное отдохновение, зовущее в солнечные дали.
Примечательно, что именно Севидов вместе со своим нынешним любимым воспитанником Никитой Галактионовым снял клип на классическое произведение — знаменитые «Грёзы любви» Листа. В кадре появляется и сам профессор Севидов — сидя за столиком в кафе, он внимательно слушает игру своего подшефного.
О чём думает профессор, полвека назад, в 22 года, покоривший жюри Четвёртого Международного конкурса имени Чайковского исполнением си-минорной сонаты того же венгерского композитора? О том, что в итоге он, сибиряк, студент класса легендарного Льва Оборина стал лишь четвёртым на том состязании? Или Севидов хочет прорастить в ученике свои невостребованные до конца феноменальные фортепианные способности?
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.