Бас Владимир Маторин. Чудо-богатырь русской оперы
Дата публикации: 2 мая 2023
Владимир Маторин почти полвека поёт басовые партии в операх русских композиторов. Публика полюбила артиста за мощный голос, партнёры по сцене — за завораживающий артистический гипнотизм, импресарио -за былинную работоспособность, а гримёры — за ненакладную бороду. Вокалист ради партии Бориса Годунова перестал бриться, чтобы не играть, а проживать образ из музыкальной драмы Мусоргского. 2 мая Владимиру Анатольевичу Маторину исполняется 75 лет.
Образ русского царя впервые примерил на себя на выпускном экзамене в Гнесинском институте (ныне РАМ имени Гнесиных). Рослый молодой человек из семьи военных с армейской пунктуальностью выпевал сложный музыкальный рисунок сольных сцен Бориса Годунова. Огромный голос явно не помещался в учебной аудитории. Владимира незамедлительно приглашают в труппу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Через полтора десятка лет, освоив практически весь басовый репертуар, он предъявит свою сценическую версию Годунова. Спектакль, приуроченный к 150-летию Мусоргского, мировая музыкальная общественность назовёт главным оперным событием сезона.
В начале 90-х артист дождался приглашения в Большой театр. В одной партии, пусть и великой оперы, его таланту тесно: Маторин убедителен и в других характерных ролях. В Метрополитен поёт Пимена и заставляет зал оцепенеть от духовного изнеможения и психологического напряжения. Артист потом рассказывал, что, приступив к работе над «Борисом Годуновым», стал ходить в церковь и присматриваться как правильно креститься и учился «считывать» святые лики на иконах.
В реконструированную постановку Андрея Тарковского в Ковент-Гардене Маторина безошибочно пригласили в начале 2000-х. Он исполнил партию разухабистого бродяги Варлаама. Певец, прочно ассоциирующийся на Западе с ролью Годунова, показал себя «универсальным солдатом». Армия его поклонников приумножилась. Спектакль в Баварской опере вывели на уличные мониторы. Люди с надувными матрасами, подстилками и термосами заполнили мостовую и внимательно слушали оперу на русском языке. Аналогичный успех был в Мадриде и Париже.
Где бы ни гастролировал Маторин, он спешил вернуться в Россию. В её малых городах у него особенная публика. Вторую по значимости титульную партию репертуара, Ивана Сусанина, Владимир Анатольевич исполнял в Ипатьевском монастыре Костромы, где и происходили исторические события, взятые в основу сюжета оперы Глинки. Прихожане сразу узнали звезду Большого театра, несмотря на заросшее щетиной лицо и крестьянский зипун. Всё дело в уникальном басе Владимира Маторина.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.