Бас Владимир Маторин. Чудо-богатырь русской оперы

Дата публикации: 2 мая 2023

Владимир Маторин почти полвека поёт басовые партии в операх русских композиторов. Публика полюбила артиста за мощный голос, партнёры по сцене — за завораживающий артистический гипнотизм, импресарио -за былинную работоспособность, а гримёры — за ненакладную бороду. Вокалист ради партии Бориса Годунова перестал бриться, чтобы не играть, а проживать образ из музыкальной драмы Мусоргского. 2 мая Владимиру Анатольевичу Маторину исполняется 75 лет.
Образ русского царя впервые примерил на себя на выпускном экзамене в Гнесинском институте (ныне РАМ имени Гнесиных). Рослый молодой человек из семьи военных с армейской пунктуальностью выпевал сложный музыкальный рисунок сольных сцен Бориса Годунова. Огромный голос явно не помещался в учебной аудитории. Владимира незамедлительно приглашают в труппу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Через полтора десятка лет, освоив практически весь басовый репертуар, он предъявит свою сценическую версию Годунова. Спектакль, приуроченный к 150-летию Мусоргского, мировая музыкальная общественность назовёт главным оперным событием сезона.
Бас Владимир Маторин. Чудо-богатырь русской оперы
В начале 90-х артист дождался приглашения в Большой театр. В одной партии, пусть и великой оперы, его таланту тесно: Маторин убедителен и в других характерных ролях. В Метрополитен поёт Пимена и заставляет зал оцепенеть от духовного изнеможения и психологического напряжения. Артист потом рассказывал, что, приступив к работе над «Борисом Годуновым», стал ходить в церковь и присматриваться как правильно креститься и учился «считывать» святые лики на иконах.
Бас Владимир Маторин. Чудо-богатырь русской оперы
В реконструированную постановку Андрея Тарковского в Ковент-Гардене Маторина безошибочно пригласили в начале 2000-х. Он исполнил партию разухабистого бродяги Варлаама. Певец, прочно ассоциирующийся на Западе с ролью Годунова, показал себя «универсальным солдатом». Армия его поклонников приумножилась. Спектакль в Баварской опере вывели на уличные мониторы. Люди с надувными матрасами, подстилками и термосами заполнили мостовую и внимательно слушали оперу на русском языке. Аналогичный успех был в Мадриде и Париже.
Где бы ни гастролировал Маторин, он спешил вернуться в Россию. В её малых городах у него особенная публика. Вторую по значимости титульную партию репертуара, Ивана Сусанина, Владимир Анатольевич исполнял в Ипатьевском монастыре Костромы, где и происходили исторические события, взятые в основу сюжета оперы Глинки. Прихожане сразу узнали звезду Большого театра, несмотря на заросшее щетиной лицо и крестьянский зипун. Всё дело в уникальном басе Владимира Маторина.

Последние события

Дерево или смычок

Более 350 известных музыкантов подписали петицию против новой попытки Бразилии запретить торговлю фернамбуковым деревом. Его используют при изготовлении смычков для струнных инструментов.

Петергоф готовится к зиме

В музее-заповеднике «Петергоф» завершился сезон фонтанов. В этом году они работали на несколько недель дольше обычного. С 5 ноября вход в Нижний парк будет бесплатным.

«Лебединое озеро» в Кремле

Музыка Чайковского, классическая хореография, современная сценография. «Лебединое озеро» театра «Кремлёвский балет» идёт в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».

Поиск по сайту