Шведское сопрано Биргит Нильссон. Барышня — крестьянка, ставшая загадочной принцессой
Дата публикации: 17 мая 2023
Имя сопрано Биргит Нильссон гремело на весь мир во второй половине 20 века. Её феноменально чистый, плотный и блестящий как слиток золота вокал не тускнел в течение всей карьеры. Она с одинаковым успехом пела в операх Вагнера и итальянских веристов. Импресарио платили ей за выступления огромные гонорары. Они знали, что артистка не имеет привычки срывать спектакли. 17 мая исполняется 105 лет со дня рождения Биргит Нильссон.
Её страстная история любви с оперной сценой началась с драматического эпизода. В первый послевоенный год новоиспечённую солистку Королевского театра в Стокгольме вводят в спектакль вместо заболевшей примадонны. Крестьянская обстоятельность девушки из семьи фермеров, знающей, что подснежники никогда не расцветут раньше весны, не позволяет в невероятно сжатые сроки хорошо выучить роль. Рассерженный руководитель постановки не делает скидку на молодость Биргит и отлучает её от репертуара на весь сезон.

Уже в ранге звезды Нильссон будет защищать начинающих певцов от диктата дирижёров. Она поссорится с Гербертом фон Караяном. Маэстро ни разу не пригласит Биргит спеть на фестивале в Зальцбурге, а тамошняя публика не услышит её страстную и харизматичную Донну Анну в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Но помешать творческому сотрудничеству шведки с Венской оперой австриец не сможет.

В Ла Скала Нильссон в 1958 году открывает сезон в партии «Турандот» Пуччини. Годом ранее этой чести удостоилась Мария Каллас. Фаворитку Караяна Биргит затмевает своим безупречным вокалом в верхнем регистре, доводя публику до экстаза невероятно длинной ферматой на «до» третьей октавы. После роли кровожадной принцессы всегда собранная и невозмутимая Биргит приумножает лидерские качества. Маститая артистка обретает на долгие годы двух именитых союзников: исполнителя роли Калафа Франко Корелли и генерального менеджера Метрополитен Рудольфа Бинга. Он пригашает блистательный дуэт в Нью-Йорк. «Героический» тенор и «железобетонное» сопрано устраивают на сцене музыкальное шоу, в эмоциональном порыве перекрывая голосами оркестр. Итальянец позже сокрушался, что, форсируя звук, он ломал уникальную технику, отстроенную упорными занятиями с педагогом легендарного тенора Дель Монако. Нильссон же всегда говорила, что она — самоучка, а все её немногочисленные наставники ничего не смыслили в методике постановки «правильного» звука. Тайну долголетия её сильного голоса, идеального сфокусированного в мощном звуковом потоке в «акробатически» сложных операх Рихарда Штрауса, так никто и не постиг.

Загадочным оказался и уход со сцены примадонны: впервые за почти 40 лет выступлений Нильссон отменила прощальный спектакль на сцене Венской оперы.
Последние события
Филиал «Тавриды» открыли в Херсонской области
Филиал «Тавриды» в Херсонской области станет точкой притяжения для молодёжи Донбасса и Новороссии. Новая площадка — филиал арт-кластера, который расположен в Крыму.
Джазовый фестиваль во второй раз пройдёт в Петербурге
Международный Санкт-Петербургский джазовый фестиваль под руководством Игоря Бутмана пройдёт с 21 по 27 июля. Сотни артистов выступят в шести городских локациях.
«Новая классика» в «Зарядье»
Фестиваль «Новая классика» начинается 28 июня в парке «Зарядье». В этом году смотр посвятили 125-летию пианиста и музыкального новатора Александра Мосолова.