Пианист Константин Игумнов. Гений чистой простоты
Дата публикации: 1 мая 2023
Имя пианиста и педагога Константина Николаевича Игумнова прочно ассоциируется с творчеством Чайковского. Личное знакомство с маститым композитором стало для студента Московской консерватории определяющим моментом его уникальной карьеры. Более полувека он исполнял «Времена года» и завещал фортепианному искусству непревзойдённый образец естественной красоты рояльного звука. 1 мая исполняется 150 лет со дня рождения Константина Игумнова.
Московская консерватория стала для Игумнова родным домом в последнее десятилетие 19 века. Провинциалу из Липецкой области неуютно в суетном городе. Вдохновенные самостоятельные занятия на фортепиано в милом родительском особняке уступили место урокам по заранее составленному расписанию. На них приходилось догонять более искушенных в технике студентов. С Рахманиновым и Скрябиным застенчивый юноша делит одну аудиторию. С разницей в пару лет все они получат золотые медали на выпускных экзаменах.
Старт профессиональной карьеры у Игумнова весьма скромный. С первого Международного конкурса имени Рубинштейна в Берлине Константин привезёт лишь диплом. Награда позволит начать концертную деятельность. Скоро выступления худощавого юноши станут вызывать неподдельный интерес у публики. Он играет Бетховена, Мендельсона в память о родителях, и рояль звучит по-домашнему тепло. Никакого насилия над инструментом — пианист с ним ласково разговаривает. В разламывающем мир на разные столетия 1899 году Игумнов начинает новый этап своей карьеры в качестве педагога в альма-матер. Здесь он проработает до конца жизни, без малого полвека. Из класса Игумнова выйдет весь цвет отечественной фортепианной школы. Подопечные мастера переиграют самую разную музыку, в том числе ту, которую никогда не включал в программы он сам: Баха, Моцарта, Прокофьева, позднего Скрябина… Общие духовные скрепы — Рахманинов, Чайковский и Шопен. На Конкурс, носящий имя польского композитора, учитель настоятельно уговорил поехать своего самого выдающегося ученика — Льва Оборина. Его триумф в Варшаве стал победой фортепианной школы Константина Игумнова. Слава и полученное в предвоенный год звание Народного артиста СССР не изменили строгости мыслей маэстро. Он оставался невозмутимым интровертом. Константин Николаевич по-прежнему больше любил играть в кругу семьи и близких друзей. На «квартирниках» звучали сочинения, которые потом часто исполнялись на сцене.
В 1947 году Игумнов в последний раз играл в Большом зале Московской консерватории. Сюрпризом оказалась раритетная пьеса Чайковского «Страстное признание».
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.