Х Транссибирский Арт-фестиваль
Дата публикации: 21 марта 2023
За 10 лет существования Транссибирского Арт-фестиваля возникло немало традиций — это премьеры новых сочинений, российские и мировые, участие выдающихся артистов и музыкальных коллективов, мастер-классы звезд, и, конечно, самые разные концертные программы — симфонические, хоровые, камерные. Одна из таких программ — «Вадим Репин и друзья», когда на сцену вместе с арт-директором фестиваля скрипачом Вадимом Репиным выходят его коллеги и друзья — известные музыканты и восходящие звезды для исполнения камерных произведений. Почему так важна именно «камерная составляющая» на фестивале, что это для самого Вадима Репина и его коллег — удовольствие, радость от совместного музицирования, возможность познакомить публику с неизвестными сочинениями и новыми солистами? Ответ Вадима Репина на этот вопрос поначалу кажется весьма прозаическим, но лишь поначалу:
РЕПИН: Все понемножку, все в комплексе. Камерная музыка не продается так, как симфонический оркестр, что-то помпезное или даже сольный концерт. К сожалению, такая тенденция везде, на всей планете. Мы изо всех сил добиваемся, чтобы этот камерный проект был одним из важнейших событий фестиваля, и поэтому во многих городах мы даже не соглашаемся выступать без камерной музыки. Но, конечно, это и огромное удовольствие — играть эти камерные ансамбли, это нечто экстраординарное, что трудно выразить словами.
20 марта в камерной программе вместе с Вадимом Репиным участвовали маститые музыканты, его давние партнёры по сцене — виолончелист Александр Князев и пианист Вадим Руденко, а также молодые звезды — скрипачка Елена Таросян, арфистка Александра Тихонова и альтист Илья Тарасенко. Интересно, что двое из них — Елена Таросян и Илья Тарасенко — тесно связаны с Новосибирском. Их музыкальная биография начиналась именно в этом городе: Елена окончила колледж при Новосибирской консерватории, а Илья — выпускник этой консерватории. В программе концерта доминировала французская музыка — прозвучала Фантазия для скрипки и арфы Сен-Санса (солисты Вадим Репин и Александра Тихонова), Скрипичная соната Франка в авторской версии для виолончели и фортепиано (исполнители Александр Князев и Вадим Руденко), Фортепианный квинтет Франка, а также Кантилена и Скерцо для арфы и струнного квартета современного итальянского композитора Джан Карло Менотти. Импульсом к созданию такой программы и ее центром стало произведение Франка. Вот что об этом говорит Вадим Репин:
РЕПИН: Квинтет Франка — действительно ключевое произведение программы. Выучить его меня уговорил пианист Николай Луганский, мы даже его прошлым летом в Германии один раз исполнили вместе. Я раньше эту музыку слышал, но никогда серьезно ее не изучал, не смотрел ноты. Для меня музыка Квинтета стала большим открытием. Конечно, захотелось продолжить «французскую тему», и так родилась идея с участием арфы. Фантазия Сен-Санса — для меня премьера, я много лет мечтал сыграть это произведение, и это, наконец, произошло. Получилась программа с таким французским флёром. Менотти — конечно, исключение, но это своего рода «мостик» к арфе, поскольку в его произведении она солирует, и там есть развернутая и шикарная каденция арфы. Хотелось показать, что это самодостаточный сольный инструмент, а не только эпизоды арпеджио в оркестровой или в балетной музыке. В результате сложилась неожиданная необычная, со своими акцентами и «мостиками» программа.
В этой программе действительно было немало необычного: например, поистине волшебное, немного таинственное сочетание тембров скрипки и арфы в Фантазии Сен-Санса и гордое доминирование арфы на фоне струнного квартета в произведении Менотти; страстный диалог виолончели и фортепиано в Сонате Франка — в антракте новосибирская публика увлеченно обсуждала отличие виолончельной и скрипичной версии этой сонаты, отдавая предпочтение именно виолончельной (возможно, благодаря вдохновенному исполнению Александра Князева?); и, конечно, исполнение масштабного и экспрессивного Квинтета Франка, который совсем не часто появляется на концертных афишах. Глубокое содержание, изысканность и красота, предельная эмоциональность — такой запомнилась эта программа. И, конечно, совершенным ансамблем выдающихся солистов, которые своим исполнением подарили публике (наверное, и себе тоже!) несколько часов настоящего счастья.
Кстати, эту же камерную программу очень скоро услышит и московская публика — 25 марта она прозвучит в Концертном зале имени Чайковского. Транссибирский Арт-фестиваль верен себе — традиция построения культурных мостов продолжается.
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Ольга Кордюкова; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.