Весь этот джаз с Андресом Мустоненом

Дата публикации: 21 марта 2023

За десять лет своего существования Х Транссибирский Арт-фестиваль стал знаковым событием для нашей страны — во многих городах состоялись десятки концертов, выставок, мастер-классов, кинопоказов, прошло около трех десятков музыкальных премьер — российских и мировых. Для участия в фестивале в Сибирь приезжали и продолжают приезжать выдающиеся артисты и коллективы из разных стран и городов нашей страны. Транссибирский Арт-фестиваль продолжает строить культурные мосты.
Весь этот джаз с Андресом Мустоненом
Одна из особенностей этого фестиваля — его многогранность и многоликость. В его программах — спектакли, художественные выставки, документальные фильмы и, конечно, концерты, в которых звучит музыка разных эпох и стран, стилей и жанров. Масштабные симфонические концерты сменяются изысканными камерными, хоровая духовная музыка соседствует с золотыми джазовыми стандартами.
19 марта, завершив серию концертов в Красноярске и нескольких городах Новосибирской области, Х Транссибирский Арт-фестиваль вернулся в Новосибирск, чтобы в ГКЗ имени А.Каца окунуться в волны джаза. Настоящим и радостным открытием не только для публики, но и для многих исполнителей стало то, что во главе этого действа встал выдающийся музыкант Андрес Мустонен, которого российская публика знает, прежде всего, как дирижера и скрипача, исполнителя старинной и современной музыки, и поэтому появление в программе произведения Арво Пярта Коллаж на тему B-A-C-H было вполне предсказуемо: маэстро исполнял его неоднократно, в том числе и в присутствии автора, с которым дружен многие годы. Созданное в 60-е годы ХХ века, это произведение и сегодня актуально — в нем и поиски нового пути, и попытки осознания своего места в мире, и обращение к великому искусству Баха, и отрицание, отчаяние, и «взгляд в небеса». Для композитора это произведение стало поворотным в его судьбе — вслед за ним последовало восьмилетнее молчание, наполненное духовными поисками и глубоким изучением старинной музыки, в результате которых родился тот стиль, который и сегодня определяет облик самых известных сочинений Арво Пярта — стиль tintinnabulum (от латинского «колокольчик). Нынешнее исполнение этого сочинения Новосибирским оркестром под управлением маэстро Мустонена я бы рискнула назвать эталонным — настолько точно оркестр реагировал на жесты дирижера, таким совершенным был баланс всех групп, такими мгновенными были переключения от современных жестких звучаний к баховскому благозвучию. После концерта маэстро прокомментировал совместную работу с оркестром:
МУСТОНЕН: Здесь в Новосибирске я не впервые, с новосибирскими музыкантами я встречаюсь как с друзьями. После нашей генеральной репетиции я сказал оркестру, что обычно дирижеру требуется повторять свои пожелания музыкантам два-три раза, а новосибирцам достаточно только одного, причем они готовы мгновенно делать каждый раз по-разному, ведь я всегда ищу наиболее правильный стиль в музыке.
Весь этот джаз с Андресом Мустоненом
Этот концерт развивался по законам джаза — с его мгновенными переключениями и непредсказуемыми контрастами, с лирическими отступлениями и взрывами энергии. В целом же, программа концерта, как сказал маэстро, оказалась «исторической», все произведения — и Рапсодия в стиле блюз Гершвина, и Джазовая сюита Цфасмана, виртуозно и с блеском исполненные пианисткой Екатериной Мечетиной, и импровизации на темы Луи Армстронга, Глена Миллера, Эдуарда Артемьева и Хоакина Родриго, представленные Вадимом Эйленкригом вместе с его командой Eilenkrig Crew и новосибирским оркестром, были написаны в середине ХХ века. Впрочем, как считает маэстро, концертный зал — «это не музей с пыльными экспонатами, музыка должна быть живой, актуальной, в ней должна быть вибрация, при этом не важно, когда она написана — в ХVIII веке или в ХХ, барокко это или джаз».
Весь этот джаз с Андресом Мустоненом
Эта живая яркая энергия пронизывала весь концерт — равнодушных в зале не было, маэстро заряжал и заражал ею и слушателей, и исполнителей.
Екатерина Мечетина после концерта — о том, как она чувствовала себя на этой джазовой волне:
МЕЧЕТИНА: Замечательно! Это для меня большая редкость — я не импровизатор, но как мы сегодня с маэстро, на какую волну драйва попали! Я такое первый раз в жизни испытывала, удивительная синергия получилась. Он такой веселый, он такой энергичный, мне казалось, искры летели, такие фейерверковые искры. Мы с ним играли первый раз, познакомились прямо здесь, и было так радостно, что можно заниматься музыкой для полного кайфа. В каждой музыке живет джаз. Ведь и Бах для своего времени был очень зажигательным, да он и сегодня живее всех живых. Джаз — это ведь состояние души, это то, к чему мы всю жизнь стремимся, чтобы почувствовать ту волну, которая нас несет, приподнимает над действительностью. Так что — да, в каждой музыке джаз должен быть!
Весь этот джаз с Андресом Мустоненом
И он был — до самой последней секунды этого концерта, наполненного горячей энергией творчества таких разных музыкантов, к которым в финале присоединился и Вадим Репин. И грянул Чардаш Монти — скрипка, труба, джаз-бэнд, симфонический оркестр, неукротимый маэстро Мустонен! Пожалуй, такое возможно только здесь, на Транссибирском фестивале, который не устает и удивлять, и радовать.
Весь этот джаз с Андресом Мустоненом
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Ольга Кордюкова; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.