Стать вторым Страдивари

Дата публикации: 23 марта 2023

Зачем скрипичным мастерам собираться вместе? Ответ на этот вопрос — на пятой Всероссийской выставке скрипичных мастеров, которая начинает работу в петербургском Шереметевском дворце — Музее музыки. Там посетители могут увидеть современные отечественные скрипки и узнать, как их делают, музыканты — опробовать их, оценить звучание и даже купить, а сами мастера — поделиться опытом с коллегами. В программе: конференция, мастер-классы, концерты и двойное слепое прослушивание, призванное определить лучший инструмент. Но главное — это наведение мостов между скрипичными мастерами и обсуждение проблем отрасли. Их хватает: на скрипичного мастера негде выучиться, самой профессии официально не существует, многие мастера не раскрывают тайны производства, а некоторые сетуют, что музыканты до сих пор предпочитают зарубежные инструменты, хотя наши, что подтверждают даже в Италии, не уступают по качеству. Не Страдивари, конечно. Но гениальные скрипки итальянцев до сих пор невозможно превзойти. Говорят, великие скрипки весят примерно 350 граммов. А современные — 400-420. Малозначительные детали для обывателя оборачиваются камнем преткновения для истовых последователей своего дела, которые тратят годы на поиски «формулы успеха» и непревзойдённого звучания.
Стать вторым Страдивари
«Каждый мастер себя считает неповторимым художником и стремится к эталонам. Стремится в сторону Страдивари и Паганини, потому что они символы мировой успешности. Поэтому делиться секретами нет никакого смысла. Даже ученикам передавать своё мастерство очень трудно, ведь ученики разного таланта и уровня», — говорит хранитель музыкальной коллекции Шереметевского дворца Владимир Васильевич Кошелев.
Тайны тайнами, а объединяться приходится. Вовсе не для того, чтобы собрать «скрипичную артель» из уникальных мастеров, но чтобы вывести себя из тени. Помочь мастерам открыться может законодательство, добавляет Владимир Васильевич: «Как заниматься своим трудом, как поддерживать уровень своей жизни и своей семьи, если у тебя нет профессии, если этой профессии не существует. Значит надо иметь какую-то ещё профессию, где ты зарабатываешь. А скрипичное дело будет любительством? Без вхождения в общий реестр профессий успеха не стоит ждать. В том числе и поэтому мастера закрытые. Не хотят себя афишировать. Некоторые инструменты на выставке без этикеток. Это значит, что мастер анонимный».
Стать вторым Страдивари
Пример открытости — реставратор и скрипичный мастер Рафаил Ароев, который также выступает в качестве художественного руководителя выставки: «Не все мастера закрытые. Некоторые готовы делиться информацией. Сейчас идёт тенденция, чтобы раскрывать информацию. Может потому, что мастеров в России очень мало и хочется сохранить эту традицию, передавать опыт из поколения в поколение. Но проблема в том, что нет никакой материальной школы, где обучают мастеров. Школа есть — она в головах и руках мастеров, но заведения нет. Мастера учатся из уст в уста».
Стать вторым Страдивари
Надежда на вузы. К примеру, на РАМ имени Гнесиных, где должен появиться курс подготовки мастеров музыкальных инструментов. Сами мастера признают, что процесс не быстрый. Что войдёт в стандарт по ремонту и обслуживанию струнных, что мастер должен уметь, будет ли обучение на бюджетной основе? И будут ли знакомить новое поколение с современными технологиями? Уже действующие мастера отзываются о них положительно. 3D-моделирование и станки ЧПУ позволяют делать заготовки, что экономит время: мастеру остаётся заниматься лишь тонкой настройкой. Новые технологии, уверен Рафаил Ароев, также позволят удешевить мастеровую скрипку, а значит — сделать её доступнее для музыкантов. Сейчас на изготовление одного экземпляра уходит более двух месяцев. Но пока что никакие станки не могут дать результатов, приближающих скрипку к заветной Страдивари. Это по-прежнему упорнейший труд. Один из мастеров — Михаил Давыдович Горонок, чтобы добиться лучшего звучания, может разобрать уже готовую скрипку после её полного высыхания. А это ни много ни мало два года работы.
Стать вторым Страдивари
Пока мастера ищут свой «философский камень», мы можем сравнить их работы с шедеврами прошлых веков. Хотя бы визуально: в Шереметевском дворце находится одна из лучших в мире коллекций музыкальных инструментов. Есть и Страдивари. Совсем рядом с залом, где представлены современные скрипки. Увидеть их можно будет до 16 апреля.
текст — Никита Курочко; фотографии — Вероника Жукова

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.