Оценить неуловимое
Дата публикации: 24 марта 2023
На пятой Всероссийской выставке скрипичных мастеров в Санкт-Петербурге 23 марта состоялось главное событие — двойное слепое прослушивание. Оно прошло в Шереметевском дворце – Музее музыки и было призвано выбрать лучшую мастеровую скрипку. Обычно скрипки оценивают друг за другом по бальной системе, но организаторы предложили новую для нашей страны методику. В её основе — исследования учёной Клаудии Фриц, которая изучает акустику скрипки и психоакустику восприятия звука. Как утверждает Клаудия, человек способен удерживать в памяти около семи предметов или образов, а оценивать похожие предметы лучше всего в паре. Методика действительно упрощает выбор, соглашаются члены жюри. Но это всё равно непростая задача, говорит участник оценочной комиссии, дирижёр Аркадий Штейнлухт: «Мне всегда очень трудно отделить звучание инструмента от исполнителя. Я встречал в своей практике одного скрипача и одного виолончелиста, которые играли на фанерных инструментах, но они прекрасно звучали. И скрипач мне как раз и говорил, что дело не в скрипке, дело в скрипаче».
Двойное слепое прослушивание претендует на беспристрастность оценивания. Эксперты-слушатели, а это профессиональные музыканты и педагоги, толком не видят инструмент: скрипач играет за полупрозрачной ширмой. Но скрипку не видит и сам музыкант. Солисту Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Илье Козлову пришлось играть в затемнённых очках: «Если скрипка сделана хорошо, это сразу бросается в глаза. Но самого по себе звука недостаточно. На скрипке должно быть удобно играть».
Оценивают скрипки по четырём критериям: чистота звука, богатство звука, приятность звучания для слуха, наполнение зала. У Ильи Козлова последний пункт заменяет удобство игры. Сравнивать есть с чем: в прослушиваниях принимают участие 20 скрипок. «Вторая-третья и уже замыливается сознание, — говорит солист. — Вообще искусство игры на скрипке — это очень субъективное понятие. Каждый открывает для себя что-то своё. Для кого-то инструмент хорош, потому что он „гудит“, другому нравится негромкий инструмент и концентрированное звучание. У каждого свой критерий оценки».
С этим согласен возглавляющий жюри скрипач, художественный руководитель ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» Михаил Гантварг: «Я думаю, что самое объективное мнение будет у Ильи. Когда гонщик садится в автомобиль, то со стороны кажется, что едет машина прекрасно. А когда вы сами садитесь за руль, то понимаете разницу. Сравнение натянутое, но что-то в этом есть».
Двойное прослушивание может создать видимость состязания между скрипичными мастерами. Но задачи столкнуть их нет. Скорее наоборот — привлечь внимание к их работам, помочь мастерам получить признание от самих музыкантов. На это надеется реставратор, скрипичный мастер и художественный руководитель выставки Рафаил Ароев: «Это не конкурс самих мастеров друг с другом. Мы хотели отстранить мастеров от оценивания, чтобы скрипки послушали профессиональные музыканты, чтобы они выделили ту скрипку, которая им самим нравятся».
Лучшие скрипки двойного слепого прослушивания будут звучать на концертах, которые входят в программу Всероссийской выставки скрипичных мастеров. Возможность испытать современные инструменты на деле будет у музыкантов камерного оркестра «Дивертисмент», ансамбля «Рапсодия» и камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Сама выставка будет работать в Шереметевском дворце — Музее музыки до 16 апреля.
текст — Никита Курочко; фотографии — Вероника Жукова, Никита Курочко
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.