Оценить неуловимое

Дата публикации: 24 марта 2023

На пятой Всероссийской выставке скрипичных мастеров в Санкт-Петербурге 23 марта состоялось главное событие — двойное слепое прослушивание. Оно прошло в Шереметевском дворце – Музее музыки и было призвано выбрать лучшую мастеровую скрипку. Обычно скрипки оценивают друг за другом по бальной системе, но организаторы предложили новую для нашей страны методику. В её основе — исследования учёной Клаудии Фриц, которая изучает акустику скрипки и психоакустику восприятия звука. Как утверждает Клаудия, человек способен удерживать в памяти около семи предметов или образов, а оценивать похожие предметы лучше всего в паре. Методика действительно упрощает выбор, соглашаются члены жюри. Но это всё равно непростая задача, говорит участник оценочной комиссии, дирижёр Аркадий Штейнлухт: «Мне всегда очень трудно отделить звучание инструмента от исполнителя. Я встречал в своей практике одного скрипача и одного виолончелиста, которые играли на фанерных инструментах, но они прекрасно звучали. И скрипач мне как раз и говорил, что дело не в скрипке, дело в скрипаче».
Двойное слепое прослушивание претендует на беспристрастность оценивания. Эксперты-слушатели, а это профессиональные музыканты и педагоги, толком не видят инструмент: скрипач играет за полупрозрачной ширмой. Но скрипку не видит и сам музыкант. Солисту Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Илье Козлову пришлось играть в затемнённых очках: «Если скрипка сделана хорошо, это сразу бросается в глаза. Но самого по себе звука недостаточно. На скрипке должно быть удобно играть».
Оценить неуловимое
Оценивают скрипки по четырём критериям: чистота звука, богатство звука, приятность звучания для слуха, наполнение зала. У Ильи Козлова последний пункт заменяет удобство игры. Сравнивать есть с чем: в прослушиваниях принимают участие 20 скрипок. «Вторая-третья и уже замыливается сознание, — говорит солист. — Вообще искусство игры на скрипке — это очень субъективное понятие. Каждый открывает для себя что-то своё. Для кого-то инструмент хорош, потому что он „гудит“, другому нравится негромкий инструмент и концентрированное звучание. У каждого свой критерий оценки».
С этим согласен возглавляющий жюри скрипач, художественный руководитель ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» Михаил Гантварг: «Я думаю, что самое объективное мнение будет у Ильи. Когда гонщик садится в автомобиль, то со стороны кажется, что едет машина прекрасно. А когда вы сами садитесь за руль, то понимаете разницу. Сравнение натянутое, но что-то в этом есть».
Оценить неуловимое
Двойное прослушивание может создать видимость состязания между скрипичными мастерами. Но задачи столкнуть их нет. Скорее наоборот — привлечь внимание к их работам, помочь мастерам получить признание от самих музыкантов. На это надеется реставратор, скрипичный мастер и художественный руководитель выставки Рафаил Ароев: «Это не конкурс самих мастеров друг с другом. Мы хотели отстранить мастеров от оценивания, чтобы скрипки послушали профессиональные музыканты, чтобы они выделили ту скрипку, которая им самим нравятся».
Лучшие скрипки двойного слепого прослушивания будут звучать на концертах, которые входят в программу Всероссийской выставки скрипичных мастеров. Возможность испытать современные инструменты на деле будет у музыкантов камерного оркестра «Дивертисмент», ансамбля «Рапсодия» и камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Сама выставка будет работать в Шереметевском дворце — Музее музыки до 16 апреля.
текст — Никита Курочко; фотографии — Вероника Жукова, Никита Курочко

Последние события

В Мариинском отметят день рождения Сергея Прокофьева

Мариинский театр 23 апреля покажет оперу «Обручение в монастыре» в честь дня рождения композитора Сергея Прокофьева.

Дирижёру Валерию Полянскому исполняется 75 лет

Главный дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России Валерий Полянский празднует 75-летие. С днём рождения музыканта поздравил Михаил Мишустин.

Сквер имени Клаудио Аббадо

Сквер на площади Санто-Стефано в Болонье будет носить имя Клаудио Аббадо. Церемония переименования состоится 20 апреля с участием мэра города Маттео Лепоре и членов семьи музыканта.