Премьера Скрипичного концерта Полада Бюльбюль оглы
Дата публикации: 24 марта 2023
На Х Транссибирском Арт-фестивале 23 марта состоялась долгожданная премьера. В исполнении Вадима Репина и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Сергея Скрипки прозвучал Скрипичный концерт Полада Бюльбюль оглы. Известного композитора, певца, дипломата и политика с Вадимом Репиным и Транссибирским Арт-фестивалем связывает давняя дружба. Семь лет назад он выступал на Третьем фестивале с Новосибирским оркестром под управлением своего сына Муртузы, а в 2022 специально для художественного руководителя фестиваля написал Концерт. Сначала появилась оркестровая «Элегия», которая прозвучала в Москве на праздновании 75-летия композитора, а спустя два года были написаны ещё две части — так возник трёхчастный Скрипичный концерт. Впервые он был исполнен в Баку в сентябре 2022 года, солировал Вадим Репин, дирижировал Сергей Скрипка. Теперь же в программе Х Транссибирского Арт-фестиваля это произведение прозвучало в рамках российского премьерного тура — 10 марта в Красноярске, 23 марта — в Новосибирске. Дирижировать премьерой был приглашен маэстро Скрипка.
В каком-то смысле это был дебют Сергея Скрипки, хотя очень странно произносить это слово в отношении выдающегося маэстро, народного артиста РФ, более сорока лет возглавляющего прославленный коллектив — знаменитый Оркестр кинематографии. Но так случилось, что и на Транссибирском Арт-фестивале, и в самом Новосибирске Сергей Иванович оказался впервые. В перерыве между репетициями маэстро поделился своими впечатлениями и от города, и от работы с оркестром, и, конечно, от Концерта Бюльбюль оглы: «Для меня это большое открытие — замечательный город, такой огромный, по грандиозности сравнимый с Москвой. Театр оперы и балета изумительный, да и зал, где мы репетируем, прекрасный. Чувствуется, что это большой замечательный культурный центр, где и жизнь бьёт, и народ интересуется этим всем. Один только этот фестиваль о чём говорит — приглашены музыканты первоклассные! Оркестр прекрасный, очень ровный, очень доброжелательный, все замечания принимаются, всё делается сразу же. Я получаю огромное творческое удовлетворение. Мне это очень нравится, тем более, что мы привезли музыку современную, хорошее очень произведение. Это сердцем написанный Концерт, он посвящён Вадиму Репину, и написал его мой большой друг Полад Бюльбюль оглы, которого я считаю прекрасным композитором, феноменальным человеком. Я часто бывал в Азербайджане, и Полад для меня — олицетворение этой страны».
Музыка Концерта действительно очень яркая, позитивная, буквально ослепляющая своей горячей деятельной энергией, вызывающая почти зримые конкретные образы, но при этом совсем непростая.
Сергей Скрипка: «Музыка, особенно непрограммная, хороша тем, что ты можешь домысливать всё, что хочешь. Музыка попадает в резонанс с тобой, у тебя есть струны, которые она затрагивает. И чем больше этих струн, тем она тебе ближе, тем лучше ты её воспринимаешь. Мне кажется, что вообще ни один концерт, если он не обладает своим лицом, своеобразием, не имеет права на жизнь. Он должен чем-то запомниться, должен быть привязкой к каким-то обстоятельствам, к какому-то месту, к чему-то такому, что ты уже переживал и готов понять, о чём тебе рассказывают. У Полада везде, в каждом его произведении есть какая-то особенная, буквально с молоком матери впитанная интонация — это колыбельные песни, плясовые, но обязательно немного грустные. Даже весёлые его песни всегда с грустинкой. Так и в этом Концерте — здесь много танцевальных мелодий, но все немного покрыто маленькой пеленой грусти.
Язык Концерта современный и весьма непростой, и то, что делает Репин, достойно не просто уважения, а восхищения! Я удивился, откуда Полад так знает и понимает природу этого инструмента, при том, что это композитор очень демократичный, он для нас — олицетворение песенного начала. И здесь оно есть, но на национальной основе. А вторая часть — более интернациональна, в ней есть что-то такое, что я назвал бы песней души. Тем более, что концерт начался именно с этой части — сначала появилась душа, а потом и тело — первая часть и третья. Этот Концерт должен жить, я очень хочу его записать. Мне кажется, что он найдет отклик у слушателей».
Маэстро оказался прав: премьеру Скрипичного концерта новосибирская публика встретила горячими аплодисментами. В программе этого вечера также прозвучала Интродукция и Рондо каприччиозо Сен-Санса (солировал Вадим Репин) и симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада», в которой в полной мере раскрылась богатейшая звуковая палитра оркестра, талант и воля дирижёра. А волнующее и виртуозное соло скрипки превосходно исполнил концертмейстер оркестра Валерий Карчагин.
Фестиваль продолжается, впереди немало замечательных музыкальных событий и премьер. А те, что уже случились, конечно, останутся в памяти как яркие блики неутомимого мартовского солнца, которому нипочем ни сибирские снега, ни морозы.
Транссибирский Арт-фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского Фонда культурных инициатив, Правительства Новосибирской области и Министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
текст — Ольга Кордюкова; фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф — Александр Иванов
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.